Тематическое планирование в старшей группе познай себя. Материал к тематической недели "Познаю себя" методическая разработка (старшая группа) на тему

Согласно ФГОС ДО в дошкольном детстве должно быть сформировано желание познавать окружающий мир, ставить гипотезы и планировать их решения, формулировать в речи выводы и доказательства. Этого можно добиться, организуя предметно-пространственную среду, позволяющую экспериментировать и делать открытия. В середине августа можно уделить время изучению взаимодействия разных веществ в окружающем мире, рассказать детям о физике, химии, археологии, открыть летнюю и создать условия для разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Описание интересных экспериментов для дошкольников, стихи о науке и беседы с детьми вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Неделя науки».

Социально-коммуникативное развитие

Создавая условия для социально-коммуникативного развития взрослый организует работу детей малыми группами, рассказывает о приборах, помогающих людям изучать окружающий мир, совершать открытия.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Речевое развитие происходит в пересказе небольших рассказов, играх со звуками и словами, а так же настольные игры. Воспитатель знакомит детей со словарями и значением использования научной литературы.

Художественно-эстетическое развитие

Дети изготавливают дневники наблюдений для лаборатории, рисуют карты для поиска сокровищ, рассматривают коллекцию фотографий и узнают об истории фотоаппаратов. Художественно-эстетическому развитию способствуют изготовление персонажей и съёмка мультфильма «Бумажки».

Физическое развитие

Решать задачи физического развития позволяют эксперименты на выяснение особенностей кровеносной системы, подвижные игры разных народов мира и работа с офтальмотренажёрами.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Для чего и как люди изучают окружающий мир». Цель: рассказать о значении науки в жизни. Пополнение экспериментального уголка новым оборудованием. Цель: привлечь внимание к экспериментированию. Проблемная ситуация «Как узнать… (рассмотреть что-то маленькое и т.д.)». Цель: формировать умение выстраивать гипотезы, активизировать речь детей. Рисование пеной для бритья. Цель: вспомнить с детьми технику рисования. Физминутка «Мы к лесной опушке вышли». Цель: вспомнить слова, порадовать детей.
Про-
гулка
С.р. игра «Лаборатория». Цель: развивать умение доводить игру до конца. Самостоятельные эксперименты на прогулке. Цель: учить формулировать гипотезу и планировать работу. Упражнение «Найди место звука в слове». Цель: закрепить умение определять местоположение звука. Самостоятельные игры в театральном уголке. Цель: способствовать развитию творчества. П.и. «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Игры в уголке уединения. Цель: способствовать развитию общения между детьми. Презентация «Что делают физики». Цель: рассказать детям о профессии физика. Внесение энциклопедий об изучении природы, истории и т.д. Цель: показать важность литературы в познании мира. Конструктивно-модельная деятельность «Кораблики». Цель: изготовить оборудование для морского боя. Упражнение «Товары для здоровья». Цель: закрепить умение определять полезность продуктов и вещей, необходимых для здоровья.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Ветер дует на…» Цель: содействовать развитию дружеских отношений в коллективе. Игра «Неделька стройся». Цель: закрепить знания детей о последовательностях дней недели. Упражнение «Какое слово заблудилось?» Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Изготовление персонажей для мультфильма «Бумажки». Цель: расширять знания о мультипликации. Эксперименты на выяснение особенности кровеносной системы. Цель: развивать желание экспериментировать, учить объяснять полученные данные.
Про-
гулка
Общественно-полезный труд. Цель: совершенствовать умение работать в малых группах. Рассматривание муравейников. Цель: расширять знания детей об особенностях жизни муравьёв. Игра «Морской бой». Цель: способствовать развитию дыхательной системы. Распределение ролей для мультфильма «Бумажки», составление сценария. Цель: развивать актёрские способности, ответственность. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре. П.и. по выбору детей. Цель: закрепить умение выбирать водящего.
ОД

Полина Логинова

Третья неделя сентября в нашей группе была посвящена формированию целостного представления ребенка о самом себе, своем теле, о его основных внутренних органах. Мы постарались сделать это интересно, с использованием разных видов наглядности: макетов, трехмерных изображений, видеоматериалов, опытов и экспериментов. Предлагаем Вашему вниманию результаты нашей работы!

Задачи:

Закрепить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, об основных внутренних органов человека, их работе.

Формировать здоровый образ жизни старших дошкольников, побуждать желание беречь и укреплять свое здоровье.

"Твое тело, построенное на основе костяной опоры крепче стали, - очень сложный организм. Различные его системы дышат, нюхают, пробуют на вкус, слышат, говорят и ходят, едят, пьют и думают. Мозг это совершенный орган, он как компьютер обеспечивает бесперебойную работу организма и контролирует все системы тела. В процессе роста твое тело изменяется. Если ты позаботишься об этой великолепной "машине", она будет служить тебе долго и безотказно!"


Макет для изучения работы дыхательной системы

Макеты для изучения работы пищеварительной системы

Макет ротовой полости для знакомства с "вкусовой картой" языка и закрепления навыков гигиены зубов.

Макет функционирования внутренних органов пищеварительной системы


В гости к нам скелет зашел!)


Публикации по теме:

Из далеких времен пришла к нам русская Масленица. Славяне этим праздником провожали Зиму, встречали Весну. Народ любовно называл Масленицу.

С 6 по 10 августа 2018 года в детском саду проходила неделя познания. Дети повторяли правила дорожного движения, решали проблемные ситуации,.

Правила дорожного движения необходимо знать детям, для этого была проведена неделя «Дорожной безопасности». - Беседы с последующим обсуждением.

Вот и прошла неделя посвященная дню Защитника Отечества. Жизнь детей в детском саду - это, и праздники, и будни. Каждый день мы стараемся.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели " Грибы. Ягоды" в старшей группе. Всю неделю.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Я познаю себя» Задачи: 1. дать детям представление об отдельных частях тела и их функциях. 2. поощрять к движениям, действиям, направленным на совершенствование.

Конспект НООД по валеологии «Я познаю себя» в подготовительной группе Мария Муравьева Конспект НООД «Я познаю себя» в подготовительной.

Комплексно – тематическое планирование в младшей группе по теме «Познай себя».

Месяц

Недели

Тема

Взаимодействие с семьей

Сентябрь

I - II

Игра – развлечение «Круг доброты»

Фотографии;

Одежда и обувь для кукол;

Энциклопедия «Человек».

Листы бумаги, карандаши;

- «Чудесный мешочек»;

Уголок ряженья.

Психогимнастика «Какой, какая?», «Что у людей общего?», «Как нужно беречь ноги?»;

Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Мы топаем ногами», «Веселые хлопушки», «Пропавшие ручки», «Вот как пальчики шагают», «Вьюшки – вьюшки» и др;

Рассматривания строения ноги, руки в энциклопедии «Человек»;

Д/и «Мама и дочка», «Папа и сыночек», «Наши куклы», «Найди девочку (мальчика)», «Одень Машу», «Одень Ваню» и др;

Физминутки «Дружные ребята», «Веселые человечки»;

Рисование детьми человека;

П/и «Кто раньше?», «Кто больше соберет?»;

Чтение рассказов и сказок о детях.

Рассматривание семейного альбома;

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Человек»;

Упражнения на различение правой и левой руки;

Консультации «Адаптация ребенка в детском саду», «Почему дети разные?».

III - IV

«Мы разные»

Месяц

Недели

События, праздники, традиции (итоговые мероприятия)

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми (групповая, подгрупповая, индивид.)

Взаимодействие с семьей

Октябрь

Театрализованная игра «Магазин одежды и обуви»

«Мое тело»

Одежда и обувь для кукол;

Картинки с изображением людей;

Фотографии;

Уголок ряженья;

Гигиенические принадлежности (мыло, мочалка, полотенце);

Листы бумаги, карандаши;

Энциклопедия «Человек».

Рассматривание семейных фотографий;

Рассматривание иллюстраций;

Рассматривание энциклопедии «Человек»;

Беседы «Что у людей общего», «Как нужно беречь ноги», «Расскажи о себе», «Дети и взрослые» и др.;

Вопросы по уточнению знаний;

Игра на осязание «Чудесный мешочек»;

Пальчиковые игры «Дружба», «Веселы хлопушки», «Пропавшие ручки», «Вот как пальчики шагают», «Дружные пальчики», «Мы топаем ногами» и др.;

Д/и «Искупаем куклу», «Наши следы», «Одень куклу», «В гостях у Кати и Вани», «Где наши ручки?» и др.;

П/и «Пляшут наши детки», «Мы ногами топ – топ», «Лови меня», «Беги на носочках» и др.;

Точечный массаж «Греем наши руки», «Моем руки», «Молоточки»;

Чтение художественной литературы;

Д/у «Зеркало» (на различение правой и левой руки, ноги).

Рассматривание иллюстрации в энциклопедии «Человек»;

Ежедневные гигиенические процедуры;

Упражнения на различение правой и левой руки, ноги;

Консультация «Здоровье всемму голова»;

« Чтобы ноги не уставали»

«Могут ли руки говорить?»

«Кто как ходит?»

Месяц

Недели

События, праздники, традиции (итоговые мероприятия)

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми (групповая, подгрупповая, индивид.)

Взаимодействие с семьей

Ноябрь

Развлечение «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

«Наши глазки»

Фрукты: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин;

Овощи: морковь, помидор, огурец, свекла;

- «Чудесный мешочек»;

Муляжи овощей и фруктов;

Иллюстрации;

Салфетки, повязка на глаза, вилочки.

Загадки о фруктах и овощах;

Обследование фруктов и овощей;

Вопросы к детям;

Д/и «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало», «Узнай на вкус», «Вершки и корешки», «Что я вижу одним глазом?», «Жмурки»;
- рассматривание фруктов и овощей;

Психоэтюд «Репка»;

С/р игры – ситуации «Пора обедать», «Варя повариха», «Что у нас на обед?», «Поможем зайке», «Кто из нас овощей…» и др.;

Чтение Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»;

Гимнастика для глаз «Смотрелки», «Риски для киски», «Мигалочки»;

Рассказ воспитателя «Для чего нужны глаза»;

П/и «Сбей кегли», «Попади в обруч».

Разучивание загадок об овощах и фруктах;

Участие в приготовлении овощных блюд;

Папка – передвижка «Гимнастика для глаз»;

Консультация «Витамины с грядки».

Д/игра «Чудесный мешочек»

«Язык – мой помощник»

Д/игра «Узнай на вкус»

Месяц

Недели

События, праздники, традиции (итоговые мероприятия)

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми (групповая, подгрупповая, индивид.)

Взаимодействие с семьей

Декабрь

Развлечение «Айболит в гостях у детей»

«Мои ушки»

Куклы;
- картинки с изображением людей;

Наушники;

Энциклопедия «Человек»;

Плакаты и иллюстрации;

Гигиенические принадлежности (зубная паста и щетка);

Стаканчики для полоскания;

Зеркала;

Беседа «Назначение зубов»;

Вопросы по уточнению знаний;

Д/игры «Повтори, что у слышал», «Где звенит?», «Кто что услышит?», «Громко – тихо», «Солнце и дождик», «Друг – дружок, узнай голосок»;

- «Сказка о зубной щетке»;

Д/упражнения «Что есть во рту?», «Какие у нас зубы?»;

Опыты на определение вкуса, запаха, звука;

Самомассаж ушей;

Обследовательские действия;

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»;

П/и «Шишки, желуди, орехи», «Светофор».

Ежедневный уход за зубами;

Рассматривание иллюстраций;

Консультация у стомотолога;

Занятие артикуляционной гимнастикой;

Приобретение гигиенических принадлежностей для ухода за полостью рта;

Памятки для родителей «Уход за зубами», «Если заболело ухо».

«Как ухаживать за зубами?»

III - IV

«Звуки и речь»

Месяц

Недели

События, праздники, традиции (итоговые мероприятия)

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми (групповая, подгрупповая, индивид.)

Взаимодействие с семьей

Январь

Физкультурный досуг на улице «Мороз – красный нос»

«Носики - курносики»

Иллюстрации;

Энциклопедия «Человек»;

Одноразовые трубочки;

Стаканы с водой;

Надувной шарик;

Атрибуты для с/р игры «Больница».

Рассказ педагога с рассматриванием иллюстрации;

Обследовательские действия;

Беседа «Почему заболел мальчик?»;

Дыхательная гимнастика «Каша кипит», «Часики», «Ветерок»;

Д/игры «Отгадай загадку», «шарик», «Узнай по запаху»;

Игры на дыхание «Пузырь», «Ветерок», «Чья птичка дальше улетит»;

Рассказ воспитателя «Зачем нам нос?»;

Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»;

Чтение х/л Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?», Э. Машковская «Мой замечательный нос».;

П/и «Веселые ребята», «Космонавты», «Карусель».

Рассматривание энциклопедий;

Проведение беседы на тему «Куда прячется воздух?»;

Проведение регулярной дыхательной гимнастики;

Папка передвижка «Гимнастика для носа при первых признаках простуды», «Приемы закаливания».

«Куда прячется воздух?»

Месяц

Недели

События, праздники, традиции (итоговые мероприятия)

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми (групповая, подгрупповая, индивид.)

Взаимодействие с семьей

Февраль

Развлечение «Друзья Мойдодыра»

«Пожалей свою кожу»

Энциклопедия человек;

Иллюстрации;

Куклы с набором одежды;

Рассматривание картинок и энциклопедии «Человек»;

Рассказы педагога;

Рассматривание кожи рук;

Д/игры «Одень куклу на прогулку», «Отпечатки»;

Чтение потешки «Расти коса до пояса», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр»;

П/и с мячом «Попади в цель», «Игра с обручем».

Ежедневные гигиенические процедуры;

Просматривание иллюстраций в энциклопедии;

Посещение парикмахерской;

Наблюдение за трудом парикмахера;

Консультация «Здоровье ребенка в наших руках».

III - IV

«Наши друзья вода и мыло»

Месяц

Недели

События, праздники, традиции (итоговые мероприятия)

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми (групповая, подгрупповая, индивид.)

Взаимодействие с семьей

Март

Физкультурно - оздоровительный досуг «На зарядку становись»

«Что вредно, что полезно?»

Игрушки: посуда (нож, вилка и др.), инструменты (отвертка, ножовка и др.), электроприборы (утюг, фен, светильник и др.);

Иллюстрации предметов мебели, посуды, инструментов, электроприборов;

Атрибуты для с/р игры «Больница».

Беседы «Какая бывает посуда?», «Как пользоваться электроприборами?», «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

Экскурсии по детскому саду: в другие группы, на пищеблок, в прачечную, в мастерскую рабочего и т. д.;

Слушание аудиозаписей с колыбельной песней;

Д/игры «Хорошо - плохо», «Вредно – полезно», «Покажи правильно», «Чего не хватает» и др.;

Чтение х/л К. Чуковский «Федорино горе», С. Капутикян «Маша обедает», П. Воронько «Спать пора», Н. Лоткин «Тихий час» и др.;

Физкультминутки «Силачи», «Часики»;

Вопросы детям;

П/и «Найди свой домик», «Быстро возьми – быстро положи».

Просматривание электроприборов, инструментов, посуды в домашних условиях;

Беседы с детьми о их назначении и безопасном использовании;

Экскурсии в магазины бытовой техники, посуды, хозтовары;

Разучивание колыбельных песен;

Соблюдение режима дня;

Посещение с детьми спортивной школы;

Спортивные игры на природе;

Решение проблемных ситуаций на родительском собрании;

Консультация «Как выбрать игрушку для ребенка».

«Уроки доктора Айболита»

«Спят усталые игрушки»

«Для чего нужна гимнастика?»

Месяц

Недели

События, праздники, традиции (итоговые мероприятия)

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми (групповая, подгрупповая, индивид.)

Взаимодействие с семьей

Апрель

Всемирный «День здоровья»

«Что любит сердце?»

Плакат с изображение радостного, грустного и удивленного человека;

Картинки с изображением лиц людей базовых эмоций (радость, горе, гнев, страх, удивление);

Сюжетные картинки.

Беседы с рассматриванием картинок;

Вопросы по уточнению знаний детей;

Психоэтюд ы «Любит – не любит», «Обидно»;

Этюды «Плохая погода», «Хорошая погода»;

Чтение К. Чуковский «Муха – Цокотуха» изображение соответствующих эмоций;

Чтение сказок о добре и зле;

П/и «Звоночек», «Перебежки».

Рассматривание иллюстраций;

Посещение театров;

Папка – раскладушка «Как предупредить весенний авитаминоз»;

Консультация «Как уберечь ребенка от травм».

III - IV

«Азбука эмоций»

I - IV

Посещение театра

«Что я знаю о себе?»

Энциклопедия «Человек»;
- плакаты;

Иллюстрации;

Наборы игрушек;

Атрибуты для с/р игры «Больница»;

Атрибуты для с/р игры «Парикмахерская».

Загадки о частях тела человека;

Рассказы воспитателя и детей;

Рассматривание иллюстраций;

Д/игры «Что сначала, что потом?», «Угадай по голосу», «Кому, что нужно?» и др.;

Игра – загадка;

Игры «Театр», «Угадай эмоцию на ощупь» и др.;

Игры на осанку, моторику;

П/и «Ножки, ножки», «Перенеси игрушки».

Ежедневные гигиенические и закаливающие процедуры;

Утренняя гимнастика;

Консультация «Закаливание детского организма».

№ п/п

Тема

Цель

Задачи

Дать и упорядочить знания детей о себе как о представителе определенного пола, формировать первичные гендерные представления(мальчики сильные, девочки нежные).

1. Учить детей дифференцировать себя по половому признаку.

2. Формировать умение рассказывать о себе.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

«Мы разные»

Закрепить и упорядочить знания детей о себе как о представителе определенного пола, формировать первичные гендерные представления(мальчики сильные, девочки нежные).

1. Учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки; называть свои имя, фамилию.

2. Развивать мышление, активизировать в речи детей знакомые слова: шорты, платье, рубашка, сарафан и др.

3. Воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.

«Моё тело»

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями организма (прыгать, бегать, думать, петь и т. д.).

1. Закреплять знания детей о частях тела.

2. Формировать понятия о гигиене тела. Сформировать представление о режиме дня, убедить в необходимости соблюдать режим для сохранения и укрепления здоровья, удовлетворить потребность детей в двигательной потребности.

«Чтобы ноги не уставали»

Продолжать знакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями организма (прыгать, бегать, думать, петь и т. д.).

1. Рассмотреть строение ноги: стопа, колено, пятка; рассказать, как нужно беречь ноги (обувь, чистые носки, мытье ног, нельзя прыгать пятки).

2. Развивать двигательную активность детей.

3. Воспитывать интерес к своему организму.

«Могут ли руки говорить»

Продолжать знакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями организма (брать, хватать, бросать).

1. Дать детям понятие, что руки – это орган осязания, на руках есть локти.

2. Формировать умение различать правую и левую руки.

3. Воспитывать интерес к своему телу.

«Кто как ходит?»

Продолжать знакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями организма (бегать, прыгать, помогать другим людям).

1. Дать детям понятие о позвоночнике.

2. Формировать привычку следить за своей осанкой.

3. Воспитывать интерес к своему организму.

«Наши глазки»

Расширить знания детей об органе зрения.

1. Углубить знания детей об органе зрения (есть брови, ресницы.)

2. Формировать умения беречь глаза от пыли и грязи. Развивать воображение, тактильные ощущения.

3. Вызвать интерес к самому себе. Воспитывать гигиенические навыки и осознанное отношение к своему организму.

Д\и «Чудесный мешочек»

1. Закрепить у детей названия некоторых овощей, фруктов и ягод, продуктов питания; учить различать и называть фрукты и овощи по характерным признакам; дать представление о пользе для здоровья человека овощей и фруктов.

2. Продолжать совершенствовать речь детей и умение отвечать на вопросы.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

«Язык – мой помощник»

Дать первоначальные знания детям об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира (вкус, речь).

1. Дать представления о том, что язык – это речевой и вкусовой орган; объяснить, почему нельзя брать в рот разные предметы.

2. Развивать речь, активизировать словарь детей.

3. Воспитывать интерес к своему организму.

Д\и «Узнай на вкус»

Расширять представление детей о том, на сколько полезны многие продукты и как важно правильно питаться.

1. Упражнять детей в определении вкуса овощей, фруктов и ягод (горький, сладкий, кислый).

2. Развивать память, выдержку, сосредоточенность; обучать детей умению вести диалог с педагогом.

3. Воспитывать интерес к окружающим.

«Мои ушки»

Дать первоначальные знания детям об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира (слух).

1. Познакомить детей со строением уха. Учить детей концентрировать свое внимание на звуках окружающего мира, гигиена слуха, развитие остроты слуха.

3. Воспитывать культурно гигиенические навыки.

«Как ухаживать за зубами?»

Объяснить детям назначение зубов для человека.

1. Учить детей уходу за зубами, подвести к пониманию, почему за зубами нужен уход.

2. Формировать умение полоскать рот после еды. Развивать интерес к изучению своего организма.

3. Воспитывать желание ухаживать за собой.

«Звуки и речь»

Продолжать развивать представление у детей об органах чувств.

1. Сформировать у детей элементарные представления о том, как возникают разные звуки.

2. Развивать интерес к изучению своего тела.

3. Воспитывать бережное отношение к своему голосу.

«Носики – курносики»

1. Продолжать укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость организма, укреплять дыхательную мускулатуру. Учить следить за чистотой воздуха в помещении. Дать детям представление о простудных заболеваниях (о поведении больного и здорового ребенка).

2. Развивать навыки ухода за телом.

3. Воспитывать у детей внимательность, доброжелательность, учить детей проявлять сочувствие к больному, интересовать его самочувствием, находить слова поддержки.

«Куда прячется воздух?»

Сформировать у детей элементарные представления об органах дыхания.

1. Дать понятие о том, что в груди есть легкие, в них прячется воздух; легкие боятся холодного воздуха.

2. Формировать навыки носового дыхания.

3. Воспитывать интерес к своему организму.

«Пожалей свою кожу»

Углубить знания детей об уходе за кожей.

1. Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей), учить видеть красоту в чистоте и опрятности, рассказать о закаливании.

2. Развивать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков.

3. Воспитывать гигиенические навыки, интерес к себе.

«Наши друзья вода и мыло»

Закрепить и расширить знания детей о предметах личной гигиены.

1. Продолжать формировать умения пользоваться предметами личной гигиены по назначению, в правильной последовательности. Активизировать словарь детей.

2. Развивать умение следить за своим внешним видом.

3. Воспитывать у детей культуру личной гигиены, желание самостоятельно ухаживать за собой.

«Что вредно, что полезно?»

Знакомить детей с окружающими предметами, учить выделять существенные признаки предметов, группировать и классифицировать по общим признакам.

1. Учить объединять предметы в группы полезные для здоровья (предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты).

2. Формировать умение правильно пользоваться, осторожно обращаться с предметами, представляющими опасность.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам, к труду взрослых, которые сделали их.

«Уроки доктора Айболита»

Формировать элементарные знания о «полезных» и «вредных» привычках.

1. Учить детей видеть «полезные» и «вредные» привычки, объяснять их влияние на здоровье человека.

2. Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми; расширять и активизировать словарь детей.

«Спят усталые игрушки»

Формировать элементарные представления о значении сна для человека.

1. Сформировать элементарные представления о сне, о его значении для человека; убедить детей в необходимости сна для сохранения и укрепления здоровья; познакомить с правилами здорового сна.

2. Продолжать развивать интерес к изучению своего организма.

3. Воспитывать осознанное отношение к своему организму.

«Для чего нужна гимнастика?»

Сформировать знания детей о пользе гимнастики и физкультуры.

1. Уточнить представления детей о спорте, его значении; формировать привычку ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики.

2. Развивать силу, ловкость, выносливость, координацию движений; развивать желание укреплять свое здоровье.

3. Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями.

«Что любит сердце?»

Познакомить детей с внешним видом человеческого сердца и его значением для человека (в доступной для дошкольников форме).

1. Рассказать о том, что сердце живет в груди, любит чистый воздух, гимнастику, отдых и не любит, когда боишься, сердишься, плачешь.

2. Формировать правильное отношение к своему здоровью.

3. Воспитывать интерес к своему организму.

«Азбука эмоций»

Познакомить детей с эмоциями: радость, горе, удивление.

1. Познакомить детей с разным эмоциональным состоянием людей.

2. Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих. Развивать тактильные ощущения.

3. Воспитывать чувство эмпатии.

«Что я знаю о себе?»

Уточнять и закреплять представления детей о единстве организма.

1. Закреплять имеющиеся знания детей об организме человека, гигиене тела.

2. Формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений; начала осознанного отношения к своему организму.

3. Воспитывать интерес к своему организму.

Список литературы.

1. В. В. Абраменкова «Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе»// Вопросы психологии, 1987, № 5.

2. Н. А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях».//М.,Творческий центр «Сфера», 2012 г.

4. Н. Григорьева «Развитие эмоциональной сферы», «Дошкольное воспитание» № 2, февраль 2010 г.

5. В. Д. Еремеева “Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному”, Самара: Издательство “Учебная литература”, 2005 г.

6. И. А. Пазухина «Обогащение эмоционального опыта дошкольника», «Дошкольная педагогика» № 3, март 2009 г.

7. Т. А. Репина “Проблема полоролевой социализации детей”, М; Воронеж, 2004.

8. Р. О. Сазонова
Беспалова Елена Григорьевна

Наталья Мехралиева
Материал для тематической недели «Познаю себя»

Цели :

Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок, их названиями, расположением и функциями.

Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов).

Вызвать у детей желание больше узнать о своем организме.

Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Каждый человек должен знать строение своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым.

Вы уже знаете, что наше тело устроено так: сверху - голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности - руки и нижние конечности - ноги.

Но это то, что мы видим, а ведь внутри нашего тела много разных органов. Их мы не видим, но благодаря ним живем, дышим, думаем, едим и многое другое. Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами. Мы отправимся с вами в страну Организия, которая находиться внутри каждого человека.

В каждом государстве есть один самый главный правитель.

Мозг .

В стране Организия единственный правитель, король Мозя, это мозг человека. Он на самом деле единственный правитель в этом государстве от его рождения до самой смерти. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. Его дворец располагается на самой вершине – в голове. При этом он защищен прочными стенами- черепом. Череп очень твердый, он защищает короля Мозя. от повреждений. Но все – таки старайтесь не ударяться головой. У него много комнат, это разные отделы мозга, которые отвечают за разные действия, которые совершает человек. У короля Мозя есть слуги, которые передают приказы другим органам, которые отдает король Мозя. Мозя отдает приказ, как реагировать на сигналы из внешнего мира. Он помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.

Мозя отдыхает ночью, когда мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны. А вы можете рассказать, что вам снится?

Сердце .

В стране Организия живет орган, которого зовут Моторчик - это наше сердце. Моторчик (сердце) похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови - накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган - сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Находится Моторчик в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак - так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. А вы слышите стук сердца.

Какого цвета наша кровь. Как вы узнали об этом? Когда у вас из ранки течет кровь, то взрослые спешат обработать ранку и остановить кровь. Это очень важно, так как терять кровь очень опасно. А как вам обрабатывают ранки?

Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.

Эксперимент .

Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее.

Легкие .

Привет, ребята! Мы два брата – близнеца – Леха и Лега. Как и все близнецы, мы очень похожи. Чаще всего люди нас называют, одним словом: Легкие. Почему нас так называют? Потому что мы наполнены воздухом и похожи на обыкновенную губку розового цвета. Живем мы в грудной клетке, нам в ней уютно и спокойно. Мы чувствуем себя в безопасности, ребра защищают нас от ударов. Рядом с нами под защитой ребер, располагается Сердце. Мы очень любим, перекусить, наша еда – кислород. Легкие нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя. Вот, например, если в комнате сильно пахнет цветами, или другим запахом. После этого запаха у вас болит голова, тошнит и нам с братом очень плохо. Поэтому гуляйте больше, дышите чистым, свежим воздухом. Нас всегда спрашивают: «Чем вы занимаетесь?» Мы очищаем воздух, который вы вдыхаете, так как он не совсем чист. В нем есть множества мельчайшего мусора, а то и ядовитые частицы. Главная наша работа – это снабжать воздухом всю страну Организия.

Эксперимент .

Посмотри на свое дыхание. Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится.

Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете и сужаются, когда вы выдыхаете воздух.

Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились.

Эксперимент .

Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Нет, без воздуха человек умрет.

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Желудок .

Добрый день, ребята! Меня зовут Жодя, я ваш желудок. Живу я внутри девочек и мальчиков, в их животиках. Мне очень хочется быть здоровым, но иногда я болею. Тогда у девочек и мальчиков болит животик, они не могут гулять, кушать свои любимые блюда, а вместо этого пьют горькие лекарства. Чтобы не болели животики надо соблюдать несколько правил.

1. Надо умываться, пить воду.

2. Пить воду за 20 минут до еды.

3. Плотный завтрак: каши, творог.

4. Пить воду через 30 минут после еды.

5. Не перекусывайте между едой.

6. Не пейте воду вовремя еды.

7. Жодя любит теплую еду, а от холодной болеет.

8. После ужина не ложитесь сразу спать, пища должна перевариться.

9. Перед сном помойте меня, выпейте водички.

Главная моя работа- это снабжать питательными веществами всю страну Организию, чтобы у вас была сила.

Дидактическая игра «Полезная и вредная пища»

Дети делят на две группы «Полезные» и «Вредные» картинки с изображением продуктов питания.

Наталья Мехралиева
Ежедневное планирование по теме «Познай себя» во второй младшей группе

Познай себя. Я человек

. 27.06.2016 год. Понедельник .

Инд. работа .Разучивание стихотворения «Лето» -Влад Д, Федор, Рита, Настя, Валя.

Работа с трафаретом «Дорисуй» - Элина, Артем Б, Сережа, Лиза К.

Работа по развитию основных движений: прыжки в длину– Марина, Влад Д, Маша, Рита, Георгий.

I половина дня . Утренняя гимнастика: комплекс№20 «Витаминная - походная». Беседа на тему: «Кто я? Какой я?» Цель: формировать знания детей о себе. КГН: игра «Чистоплотные дети»-закрепить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Д\ упр. «Какой я?»- учить детей использовать в описании характеристики черт, интересы. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Цель: разыграть первый день в детском саду, знакомство.

Прогулка . Наблюдаем за небом. Цель: научить детей различать ясность неба и следить за движением облаков. Труд: сбор мусора на участке. П/ игры «Попади в круг» Цель: развивать глазомер. «Подбрось – поймай». Цель: упражнять в ловле и бросание мяча. Рисуем карандашами, красками - облака. Свободная деятельность детей под присмотром педагога. Работа по воспитанию культуры поведения за столом. Упражнение «Что едят в сыром виде, а что в вареном?».

II половина дня . Гимнастика пробуждения: карточка №14 «Зайка по прыгайка».КГН: упражнение «Что нужно кукле, для умывания?».Работа в уголке природы: полив растений. Д/упр. «Исследуем себя»- учить чувствовать себя. В. Драгунского «Друг детства». Культуры поведения за столом. Упражнение, «Красивые салфетки»- продолжаем учить детей пользоваться салфетками.

Прогулка . Труд: собираем игрушки. П/игра «Найди где спрятано». Цель: ориентировка в пространстве. Д\ игра «Скажи ласково» - развиваем связную речь.

Работа с родителями .

Предложить родителям Риты и Тимура закрепить домашний адрес.

Предложить родителям Федора и Влада М. закрепить знания имен и фамилии родителей.

Познай себя. Я и мое тело

. 28.06.2016 год. Вторник .

Инд. работа . Разучивание физминутки «Дни недели»- Марина, Кирилл П, Лиза П, Саша, Савелий.

Работа по развитию основных движений: ходьба по узкой дорожке прямо– Богдан, Саша, Тимур, Илья.

Задание «Убери игрушку на место»- Тимур, Саша, Георгий, Федор.

I половина дня . Утренняя гимнастика: комплекс№20 «Витаминная - походная» Беседа на тему: «Вот я какой» Цель: дать представления о строении тела человека. КГН: игра «Что ты можешь о них сказать?» - закрепить знания о предметах личной гигиены. П/игра «Ухо, нос, рука» Цель: развивать внимание. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» Цель: учить правильно, называть части строения тела человека.

Прогулка . Наблюдение за березой. Цель: научить детей различать деревья по листочкам. Труд: собирание листочков для гербария. Объемная аппликация «Лес». П/ игры «Найди себе пару» Цель: учим действовать по сигналу воспитателя. «Зайцы и волк» Цель: развивать двигательную активность. Свободная деятельность детей под присмотром педагога. Игры с выносными игрушками. Игры с мячом, катание кукол. Работа по воспитанию культуры поведения за столом. Разучить правила поведения за столом.

II половина дня . Гимнастика пробуждения: карточка №14 «Зайка по- прыгайка».КГН: беседа, «Мы идем на прогулку» - закрепить алгоритм одевания. Загадывание загадок о строении тела человека. Упражнение «Мой портрет»- учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности. Культуры поведения за столом. Повторить правила поведения за столом.

Прогулка . Труд: уборка игрушек на участке. Д/игра «Угадай по описанию». Цель: учим составлять описательный рассказ. П\игра «Солнечные зайчики» - учить выполнять разные движения.

Работа с родителями .Предложить родителям Риты и Таисии закрепить навыки по уборке игрушек дома.

Предложить родителям Влада Д и Камилы памятку «Я и движение».

Познай себя. Я и мои чувства

. 29.06.2016 год. Среда .

Инд. работа . Работа с пластилином (лепим гриб) – Влад М, Федор, Артем М, Богдан.

Работа по развитию основных движений: бросание мяча в вверх - Рома, Тимур, Федор, Богдан.

Признаки лета – Кирилл П, Саша, Рома, Лиза П, Лиза К.

I половина дня . Утренняя гимнастика: комплекс№20 «Витаминная- походная». Беседа на тему: «Как ты себя чувствуешь?» Цель: проявление и осознания эмоциональных состояний. КГН: игра, «Делаем прическу». Д\ упр. «Я радуюсь когда» - учим говорить о том, что радует детей. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Цель: продолжать формировать умения отображать в игре действия с предметами.

Прогулка . Наблюдение за травой. Цель: познакомить детей с общим видом зеленого покрова на участке. Труд: прополка клумбы. Д\ игра «Загадай, мы отгадаем»- развиваем речь. П/ игры «Бездомный заяц» Цель: координация движения, ловкость. «Солнышко и дождик» Цель: учить действовать по сигналу. Свободная деятельность детей под присмотром педагога. Игры с выносными игрушками. Работа по воспитанию культуры поведения за столом. Беседа, «Что нам нужно для сервировки стола?».

II половина дня . Гимнастика пробуждения: карточка №14 «Зайка по - прыгайка». КГН: Игровое упражнение «Носики курносики»- учим пользоваться носовым платком. Игровое упражнение «Шарики эмоций». Беседа «Настроение»- изображение эмоций. Культуры поведения за столом. Упражнение «Кто больше назовет блюд?» Прогулка . Труд: помощь малышам в сборе игрушек. Свободная деятельность с выносным материалом. П/игра «Змейка» Цель: учить бегать детей, держа друг друга за руки. Д/игра «Кому, что нужно для работы?». Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогает в работе.

Работа с родителями .Провести индивидуальную беседу с родителями Леры и Есении о том, что девочки плохо кушают.

Индивидуальная беседа с родителями Марины и Артема М о капризах.

Предложить родителям принести семейную фотографию.

Познай себя. Я и моя семья

. 30.06.2016 год. Четверг .

Инд. работа .Игра «Когда это бывает?»-закрепить части суток- Федор, Артем М, Тимур, Рома, Маша.

Работа по развитию основных движений: катаем мяч в заданном направлении- Саша, Рита, Георгий, Марина.

Игра «Подбери фигуру»- закрепить геометрические фигуры- Федор, Саша, Рита, Валя, Кирилл Б, Артем М.

I половина дня . Утренняя гимнастика: комплекс№20 «Витаминная - походная». Беседа «Что такое семья?». Цель: уточнить знания детей о семье. КГН: игра, «Что ты можешь о них сказать?»- предметы личной гигиены. Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цель: продолжать учить играть вместе. Рассматривания семейных фотографий.

Прогулка . Наблюдение за прохожими. Цель: расширять знания детей о сезонных изменениях. Труд: сбор красивых камешков. Игры в песочнице с формочками. П/ игры «Гуси - лебеди» Цель: воспитывать выдержку. «Жмурки» Цель: упражнять детей в беге с увертыванием. Д\ игра «Хорошо- плохо» Цель: развиваем связную речь. Свободная деятельность детей под присмотром педагога. Работа по воспитанию культуры поведения за столом. Беседа, «Чего не следует делать во время еды?».

II половина дня . Гимнастика пробуждения: карточка №14 «Зайка по- прыгайка». КГН: упражнение «Умывалочка» - алгоритм умывания. Предложить детям нарисовать свою семью. Упражнение «Цветок добрых слов» - добрые слова родителям. Чтение стихотворения «Веселые человечки» -формировать умение понимать смысл стихотворения. Культуры поведения за столом. Познакомить детей с правилами хорошего питания. Прогулка . Труд: собери игрушки. Свободная деятельность с выносным материалом. П/игра «Не оставайся на земле». Цель: развивать быстроту, ловкость. Д\ игра «Что я построю из песка» Цель: научить составлять предложения на заданную тему. Физ. упр. – пройти по бордюру песочницы.

Работа с родителями . Предложить родителям Федора и Саши нарисовать вместе с детьми свою семью.

Предложить родителям Ромы и Богдана закрепить части суток.

Познай себя. Я и другие

1.07.2016 год. Пятница .

Итог недели . Спортивный праздник «Кузнечики»

Инд. работа .Работа по развитию основных движений: игра «Выручай»– Тимур, Кирилл Б, Артем М, Рита, Валя, Георгий, Федор.

Игра «Мамы и детки»- Рита, Федор, Влад М, Настя, Рома.

Предлоги «на, под, перед, около»- Валя, Маша, Федор, Рита, Кирилл Б.

I половина дня . Утренняя гимнастика:комплекс№20 «Витаминная - походная» Беседа на тему: «Вежливые слова» Цель: учить детей общению. КГН: упражнение, «Порядок в одежде». Д\ упр. «Приветствие»- продолжать учить детей приветствовать друг друга и рассказывать о себе. Сюжетно-ролевая игра «В гости». Цель: учить детей вежливости.

Прогулка . Наблюдение за ромашкой. Цель: продолжать знакомить детей с луговыми цветами. Труд: рыхление почвы. П/ игры «Поезд» Цель: научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. «Волк во рву»- упражнять в прыжках в длину с разбегу. Лепка «Ромашка». Свободная деятельность детей под присмотром педагога. Игры с выносными игрушками. Игры с мячом, машинками. Работа по воспитанию культуры поведения за столом Беседа, «Вежливые слова за столом».

II половина дня . Гимнастика пробуждения: карточка №14 «Зайка по- прыгайка» КГН: совершенствовать навыки одевания. Упражнение «Прощание». Игра «Небоскреб». Чтение Д. Габе «Моя семья» Культуры поведения за столом. Бр. Гримм «Горшок каши».

Прогулка . Труд: уборка игрушек в коробку. П/игра «Жуки». Цель: научить бегать врассыпную. «Веселый воробей» Цель: учим выполнять движения по тексту. Выложить из камешков лабиринт.

Работа с родителями . Предложить родителям Артема М и Артема Б закрепить навыки лепки: «шарики и колбаски».

Акция «Белая ромашка»-символ любви и верности.