Перспективно-тематическое планирование в старшей группе социальный мир. Перспективный план «Социальный мир»

Елена Чудайкина
Конспект ООД по социальному миру «Моя республика» в старшей группе детского сада

Цель : расширять представления детей о Республике Мордовия.

Задачи :

Закреплять знания детей о культуре мордовского народа;

Учить уважать культуру народов, населяющих территорию Республики Мордовия (мордвы, татар, русских и др.);

Познакомить с гербом, гимном и флагом Республики Мордовия.

Оборудование : аудиозапись гимна, иллюстрации герба и флага Республики Мордовия, куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка, русская, татарка, образцы тавлинской игрушки.

Ход работы

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас занятие по социальному миру на тему «Моя республика». Кто знает, как называется республика, где мы с вами живём?

Дети : Мы живём в Республике Мордовия.

Воспитатель : Правильно. Наша республика входит в состав Российской Федерации, и как у любого субъекта России у Мордовии есть флаг, герб и гимн. Давайте рассмотрим флаг Республики Мордовия и скажем, в чём сходство и отличие флага нашей Республики и флага России.

Дети : У флага Мордовии и флага России одинаковые цвета.

Воспитатель : Совершенно верно. Мордовский флаг, из-за схожих цветов с флагом России, призван показывать единство нашей республики и государства. А в чём же их различие?

Дети : На флаге Мордовии есть рисунок.

Воспитатель : Этот рисунок называется восьмиконечная розетка и является символом солнца. Он располагается в середине белой полосы. А теперь давайте поиграем.

Д/и «Угадай флаг Мордовии»

Воспитатель : Вот мы с вами и запомнили флаг нашей республики. Но кроме флага, государственным символом Мордовии является герб. Давайте его рассмотрим. В середине герба Мордовии мы видим герб города Саранска – столицы нашей республики. Его обрамляют колосья пшеницы, показывающие, что наша республика является сельскохозяйственной. Эти колосья перевиты лентой цветов флага Мордовии. Кроме этого на гербе изображено национальное украшение (шейная гривна, на котором изображено семь орнаментов по числу городов республики. Заканчивается это украшение восьмиконечной розеткой. А где мы ещё видели этот символ?

Дети: Мы видели этот символ на флаге Мордовии. Это символ солнца.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Но кроме флага и герба Мордовии к государственным символам республики относится и гимн. Давайте послушаем его стоя.

Прослушивание гимна Мордовии

Воспитатель : Мы с вами узнали о гербе, флаге и гимне нашей Республики. А кто мне скажет, какие народы живут в Мордовии?

Дети : В Республике Мордовия проживают мордва-эрзя, мордва-мокша, русские, татары.

Воспитатель : Правильно. Давайте вместе рассмотрим кукол в национальных костюмах.

Д/и «Чья одежда»

Воспитатель : Мы с вами многое узнали. А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка «В нашей стране»

В нашей стране горы высокие, (руки тянем вверх )

Реки глубокие, (приседаем )

Степи широкие, (руки раскинуть в разные стороны )

Леса большие, (показать руками )

А мы – ребята вот такие! (большие пальцы вверх )

Воспитатель : Отдохнули? Продолжим. Недалеко от города Саранск, столицы нашей республики расположилось село Подлесная Тавла. Это село прославилось традиционным для эрзянского народа ремеслом – резьбой по дереву, воссозданием национальной игрушки. В России тавлинская игрушка стала в один ряд с такими известными промыслами, как Палех, Хохлома, Каргополь. Давайте вместе рассмотрим эти игрушки.

Д/и «Художественный салон»

Воспитатель : Молодцы, ребята. Давайте вспомним, что же мы сегодня узнали. (ответы детей ) Всем спасибо.

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

Цель:

  1. Закреплять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
  2. Дать представление о родословной.

Задачи:

  1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
  2. Побуждать называть имена, отечества членов семьи.
  3. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Материал демонстрационный: семейные фотографии, картинки с изображением всех членов семьи, зубная щетка, деревянный макет родословного дерева.

Предварительная работа:

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

2. Чтение стихотворений «Моя родня» Я. Аким, «Самый лучший!» О. Чусовитина, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Кто вас, дети, больше любит?» И. Косяков (Приложение № 1).

Ход занятий

Педагог зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Очень мудрые дедули,

Две бабули - красотули.

Папа, мамочка моя -

Это все моя…. (Семья)

Воспитатель выставляет картину с изображением всех членов семьи.

Кто здесь нарисован?

Дети называют: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, сын, дочь…..

Воспитатель показывает фотографии семьи детей, предлагает найти свою семью и назвать членов семьи.

Воспитатель: Каждая семья состоит из отдельных людей – родственников – папы, мамы, дочери, сына – члены семьи. Все они вместе образуют одно целое – семью.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, где главные герои жили одной семьей.

Ответы детей…..

Игра «С кем живешь?». Каждый ребенок рассказывает с кем он живет.

Воспитатель предлагает немного отдохнуть…

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель говорит о том, что есть общее в семье – фамилия.

И предлагает назвать фамилии и имена своих родителей.

Воспитатель обращает внимание на то, что кроме фамилии и имени у каждого члена семьи есть отчество, которое дается ребенку по имени папы. Приводит пример.

Игра «Назови свое отчество». Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получиться отчество.

После завершения предлагается назвать свое полное имя, фамилию и отчество.

Воспитатель говорит о том, что семьи бывают разные, но самое главное, чтобы все любили и уважали друг друга и старались оказать помощь и у каждой семьи есть своя родословная.

Воспитатель показывает дерево с фотографиями и говорит о том, что вот так можно оформить родословное дерево, где можно повесить фотографии родственников.

Объясняет, что это история семьи с обычаями, интересами.

Воспитатель предлагает детям оформить свою родословную дома вместе с родителями дома и принести в группу.

Приложение 1

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший ПАПА мой!

(О. Чусовитина.)

Моя родня

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так..

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг.

Умней их, нет на свете

И нет добрее рук.

(Л.Квитко.)

«Кто вас, дети, больше любит?»

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

«Мама дорогая».

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда,-

Кто же слёзы льёт тогда?

«Всё она, родная».

(И. Косяков.)

При составлении данного конспекта была использована литература:

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
  2. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
  3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина.
Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим и социальным миром детей» в старшей группе. Сентябрь

Предм, соц

Тема: «История возникновения родного города». Пр. сод. Закрепить знания о родном городе: название, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города. Воспитывать интерес к истории города. (1.)

Природа

Тема: «Беседа о лете». Д/игра «Не ошибись». Пр. сод. Учить устанавливать связь между комплексом условий и состоянием растений и животных. Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. (2.)

Предм, соц

Тема: «Как выращивают хлеб?» Пр. сод. Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить с трудом хлеборобов. Воспитывать чувство уважения к труду людей и к хлебу. (1.)

Природа

Тема: «Беседа о лесе». Пр. сод. Дать детям понять, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Познакомить с таким природным явлением, как ветер. (2.)

Предм, соц

Тема: «Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный». Пр. сод. Закрепить знания о родовом понятии транспорт. Учить сравнивать различные виды транспорта, классифицировать его на наземный, воздушный, водный. (1.)

Природа

Тема: Экскурсия «Деревья на нашем участке». Д/игра «Найди, что опишу». Д/игра «Загадай, мы отгадаем». Пр. сод. Закрепить знание названий деревьев. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Воспитывать бережное отношение к природе. (2.)

Предм, соц

Тема: « Моя семья». Пр. сод. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. (5.)

Природа

Тема: «Беседа о волшебнице – воде». Пр. сод. Рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе (п/и «Ходят капельки по кругу»). (2.)

Октябрь

Предм, соц

Тема: «Страна, в которой мы живем. Природа России». Пр. сод. Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать чувство гордости за свою страну. (1.)

Природа

Тема: «Грибное царство». Пр. сод. Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей. (2.)

Предм, соц

Тема: «Службы специального назначения». Пр. сод. Расширять представление о людях разных профессий. Рассказать о важности и значимости их труда. Учить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера. (4.)

Природа

Тема: «Беседа об овощах». Пр. сод. Формировать обогащенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью; отражать результаты обобщения в развернутом речевом суждении. (2.)

Предм, соц

Тема: «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Названия тканей». Пр. сод. Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда». Познакомить с классификацией одежды по сезонам. Закрепить знания о свойствах ткани. Познакомить с названиями некоторых видов тканей и способах их получения. (1.)

Природа

Тема: «Осенние изменения в жизни растений. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Пр. сод. Уточнить знания детей об осенних изменениях в жизни растений на основе личных наблюдений. Формировать представления о пейзажной живописи. Учить выделять средства выразительности. (2.)

Предм, соц

Тема: «О дружбе и друзьях». Пр. сод. Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними. (Персп. План.).

Природа

Тема: «Дом под крышей голубой». Пр. сод . Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. (2.)

Ноябрь

Предм, соц

Тема: «Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн». Пр. сод. Закрепить знания о природе России. Познакомить с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. (1.)

Природа

Тема: «Любите землю – матушку». Пр. сод. Объяснить детям, что только любовь к земле и труду дают возможность людям выращивать продукты питания. Рассказать о наиболее простых приемах земледелия. Познакомить с добрым отношением к земле. (2.)

10.

Предм, соц

Тема: «Знакомство с трудом работников швейной промышленности». Пр. сод. Систематизировать знания о классификации одежды (см. зан.5). Закрепить знания о названиях тканей и способах их изготовления. Познакомить с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные; шьют в ателье, на швейных фабриках. (1.)

Природа

Тема: «Беседа о труде людей осенью». Пр. сод. Систематизировать знания детей о труде людей осенью. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помочь им. (2.)

11.

Предм, соц

Тема: «Как освещались дома». Пр. сод. Познакомить детей с историей создания осветительных приборов, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей. Воспитывать интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создавших различные предметы.(1.,5.)

Природа

Тема: Рассматривание картины «Пестрый дятел». Пр. сод. Расширить и уточнить круг конкретных представлений у детей о дятле, подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы и ее питанием, движением и образом жизни. Опыт «Какой бывает вода?». (2.)

12.

Предм, соц

Тема: «Мужчины и женщины в семье». Пр. сод. Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. (1.)

Природа

Тема: «Беседа об осени (обобщающая)». Пр. сод. Формировать обобщенное представление об осени в неживой природе; состоянии растений, особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы». (2.)

Декабрь

13.

Предм, соц

Тема: «Памятники родного города». Пр. сод. Закрепить знания детей о памятниках родного города. Познакомить их с памятником поэту или писателю, который жил и работал в родном городе. (1.)

Природа

Тема: Беседа о том, кто как зимует. Пр. сод. Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. (2.)

14.

Предм, соц

Тема: «Знакомство со свойствами дерева и металла». Пр. сод. Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе (металл – холодный материал, дерево – теплый, металл прочнее и тяжелее дерева). Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них. (1.)

Природа

Тема : Обучение новым способам ухода за комнатными растениями. Пр. сод. Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу. (2.)

15.

Предм, соц

Тема: «Знакомство детей со строительными профессиями». Пр. сод. Закрепить знания детей о различных профессиях людей. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим словом строитель. Учить детей группировать, объединять профессии людей по общему признаку. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает. (1.)

Природа

Тема: Беседа о зимующих и перелетных птицах. Пр. сод . Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. (2.)

16.

Предм, соц

Тема: «Новый год у ворот». Пр. сод. Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его назначении для людей. (1.)

Природа

Тема: Рассматривание картины К. Юона «Русская зима». Пр. сод. Сформировать представление детей о пейзажной живописи, любовь к зимним явлениям природы. Сообщить детям, что отсчет каждого нового года начинается с 1 января. (2.)

Январь

17.

Предм, соц

Тема: «В гостях у кастелянши». Пр. сод. Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней. (5.)

Природа

Тема: Экскурсия в зимний парк. Пр. сод . Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. (2.)

18.

Предм, соц

Тема: «Правила безопасности в городе». Пр. сод. Закрепить знания детей о транспорте, о его классификации. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с новыми правилами безопасности на улице. (1.)

Природа

Тема: Беседа о домашних животных. Пр. сод. Обобщить конкретное представление о домашних животных. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб. (2.)

19.

Предм, соц

Тема: «Москва – столица России. Герб Москвы». Пр. сод . Уточнить знания детей о родном городе. Дать детям знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. (1.)

Природа

Тема: Рассказ о лягушке. Пр. сод. Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам. (2.)

20.

Предм, соц

Тема: «Все работы хороши». Пр. сод. Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. (1.)

Природа

Тема: Д/игра «Птичья столовая». Пр. сод. Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе. (2.)

Февраль

21.

Предм, соц

Тема: «Что такое музей? Музеи родного города». Пр. сод. Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания об историческом или краеведческом музее города. (1.)

Природа

Тема: Беседа о зиме. Пр. сод. Конкретизировать и углубить представление о зиме. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. (2.)

22.

Предм, соц

Тема: «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы». Пр. сод . Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы. Стекло – твердое, гладкое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжелое, холодное. Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, легкая, теплая. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов. (1.)

Природа

Тема: Воздух и его роль в жизни человека. Пр. сод. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. (2.)

23.

Предм, соц

Тема: «День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничников». Пр. сод. Закрепить знания детей о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам. (1.)

Природа

Тема: Рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь». Пр. сод. Формировать представление детей о явлениях зимней природы. Учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание. Познакомить детей со свойствами воздуха. (2.)

24.

Предм, соц

Тема: «Культура и традиции русского народа». Пр. сод. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство). Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями. (1.)

Природа

Тема: Праздник «Мы – друзья природы». Пр. сод. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике. (2.)

Март

25.

Предм, соц

Тема: «О мамах родных и очень важных». Пр. сод. Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей. (1.)

Природа

Тема: Утренник «Здравствуй, весна!» Пр. сод. Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны. (2.)

26.

Предм, соц

Тема: «Театры родного города» (Кукольный театр). Пр. сод. Уточнить знания детей о местах отдыха в родном городе. Дать знания о том, что такое театр, о разновидности театров. Познакомить с кукольным театром. (1.)

Природа

Тема: Сравнительное наблюдение за рыбами. Пр. сод. Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окрасе, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами. (2.)

27.

Предм, соц

Тема: «Из какой посуды раньше ели». Пр. сод. Познакомить детей с историей создания предметов посуды, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей; люди усовершенствовали предметы посуды, чтобы ими было удобнее пользоваться. Воспитывать в детях интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создавшим различные предметы. (1.)

Природа

Тема: Наблюдение за черепахой. Пр. сод. Углублять и расширять представления о черепахе: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Дать знания о месте обитания черепахи на воде. Учить ухаживать за черепахой, вызвать симпатию к ней, интерес. (2)

28.

Предм, соц

Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам». Пр. сод. Закрепить знания детей о русских народных сказках. Воспитывать в детях любовь к русскому устному народному творчеству. (1.)

Природа

Тема: Д/игра «Назови три предмета», Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка», 1 часть (экологическая сказка). Пр. сод. Упражнять детей в классификации предметов. Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. (2.)

Апрель

29.

Предм, соц

Тема: «Зоопарк». Пр. сод. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, воспитывать в них интерес к миру животных. (1.)

Природа

Тема: Знакомство с комнатными растениями. Пр. сод. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Познакомить детей с новым растением – комнатным кленом. Воспитывать интерес к жизни растений. (2.)

30.

Предм, соц

Тема: «День космонавтики». Пр. сод. Закрепить знания детей о том, что 12 апреля – День космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос – это плот труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и др. Воспитывать в детях гордость за свою страну. (1.)

Природа

Тема: Посадка семян гороха. Пр. сод. Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло). Воспитывать интерес к выращиванию овощей. (2.)

31.

Предм, соц

Тема: «Откуда пришла книга». Пр. сод. Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше. (1.)

Природа

Тема: Д/игра «Времена года». Пр. сод. Учить детей различать признаки времени года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. (2.)

32.

Предм, соц

Тема: «Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге». Пр. сод. Закреплять знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках (информационно-указательных, запрещающих и предупреждающих), о назначении светофора. Учить использовать свои знания на практике. (6.)

Природа

Тема: Беседа о диких животных. Пр. сод. Сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком). Учить анализировать объекты, выделять признаки, фиксировать и обобщать по элементам модели. (2.)

Май

33.

Предм, соц

Тема: «9 Мая – День Победы». Пр. сод. Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. (1.)

Природа

Тема: Рассматривание веток тополя, березы, ели. Пр. сод. Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: почка, кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие. (2.)

34.

Предм, соц

Тема: «Мы все – жители планеты Земля». Пр. сод. Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране. (1.)

Природа

Тема: Беседа об уходе за комнатными растениями. Пр. сод. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. (2.)

35.

Предм, соц

Тема: «Предметы, которые нас окружают». Пр. сод. Закрепить знания детей о назначении предметов, о названиях материалов, из которых сделаны предметы. Расширять представление детей об истории создания предметов человеком, о функциях предметов. Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает. (1.)

Природа

Тема: Рассматривание одуванчика. Пр. сод. Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строении) растения и их функции, о сезонном развитии растения. (2.)

36.

Предм, соц

Тема: «Конкурс знатоков родного города». Пр. сод. Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее. (1.).

Природа

Тема: Беседа о весне (обобщающая). Пр. сод. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. (2.)

Литература.

1.Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».- М.:Элизе Трэйдинг, ЦГЛ,2004.

2.БондаренкоТ.М. «Экологическое воспитание детей 5-6 лет:Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров».-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.

3.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2004.

4.Вострухина Т.В., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».2-е изд., испр. И допол.- М.:ТЦ Сфера, 2015.

5.Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа».-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.

6.Хабибулина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий.»-СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц)

Шрифт:

100% +

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.


Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.


В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:


Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.


Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка


У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Проводится игра «Назови отчество».

Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр – Александровна – Александрович;

Олег – Олеговна – Олегович;

Иван – Ивановна – Иванович;

Василий – Васильевна – Васильевич.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Проводится игра «Профессии моих родителей».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.

Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

Примерные вопросы:

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.


Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Задание 3. Игра «Кто такой друг?».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)


Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

Обязательные условия:

– рисовать нужно всем вместе одновременно;

– на рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.

Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:


На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).

Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.


В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Воспитатель загадывает третью загадку:


Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».

Задает вопросы: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.

Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.