Деловая игра для родителей «Я сам!»: воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности. Конспект деловой игры для воспитателей в детском саду на тему: Этикет Игра «Кто в кулачке?»

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

1. Игра «Продолжи фразу»

Участникам педсовета предлагается встать в круг и по очереди, передавая какой-либо предмет продолжить фразу: «Игра это…»

2. Игра «Интервью»

Участникам педсовета предлагается разбиться на пары и встать лицом друг к другу, образуя тем самым два круга (внутренний и внешний). Участник пары, который стоит во внешнем кругу будет корреспондент, а стоящий во внутренним кругу респондент. Задача респондента назвать как можно больше сюжетно-ролевых игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.

3. Деление на группы

Участники педсовета, которые были респондентами, образуют первую команду, а те, кто был корреспондентами - вторую.

4. Вопрос - ответ

Каждой команде предлагается ответить на три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

§ Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием ….(замысла)

§ Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

§ Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)

§ Сторона действительности, которая моделируется, воспроизводится детьми в игре называется… (сюжет)

§ Образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими называют … (игровой ролью)

§ Приемы руководства игровой деятельностью могут быть прямыми и …. (косвенными).

5. Правда ли что…

Каждой команде предлагается определить правдиво ли утверждение, которое зачитывает ведущий.

1. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей 1-7 лет.

(нет, 3-7 лет)

2. Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является самостоятельной детской деятельностью.

3. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети дошкольного возраста не могут отличить игровую деятельность от учебной

4. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу)

5. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта.

(нет, это характерно для старшего дошкольного возраста)

6. В игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает.

(да, сюжетно-ролевые игры еще называют творческими)

7. С возрастом, устойчивость в подчинении игровому правилу неизменно повышается.

8. Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей является сложность тематического содержания ролевой игры.

(нет, основной критерий - игровые умения ребенка)

9. Игра «Интервью»

Участникам педсовета снова предлагается поиграть в игру «Интервью», только поменяться ролями. Участник пары, который был корреспондентом, становится респондентом и наоборот. Задача респондента назвать виды игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.

Все данные полученные от респондентов передаются в информационный центр, где суммируются и оформляются на одном слайде.

10. Закрепляем понятия.

Каждой команде поочередно ведущий зачитывает определения, участники команды должны подобрать к нему понятие. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о видовом разнообразии игр.

1. Разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

(Строительные игры )

2. Деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

(Сюжетно-ролевая игра )

3. Это игра, в которой происходит развитие сюжета со многими ролями, передаваемые ребенком игрушкам.

(Режиссерская игра )

4. Данная игра представляет собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры.

(Игра-драматизация )

5. Игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

(Дидактическая игра )

6. Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

(Подвижная игра)

11. Работа с таблицами

Каждой команде предлагается продумать, какие сюжетно-ролевые игры можно запланировать в соответствии с тематическими неделями. Для первой команды на первое полугодие, для второй на второе. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о многообразии сюжетно-ролевых игр.

12. Рефлексия (письменная)

Введение

Изучение Федерального государственного стандарта дошкольного образования ставит перед педагогами необходимость анализа большого объема теоретической и правовой литературы.

Для обучающих целей наиболее удачной формой методической работы с педагогическим коллективом является тренинги и деловые игры, т.к. именно в ходе такой работы, по мнению Бельчикова Я.М., «происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений и принципов ФГОС ДО; создание условий, способствующих развитию креативного и творческого мышления.

Материалы: проектор, музыка с шумом моря, шумом ветра

Уважаемые коллеги! Однажды мы с вами отправились в морское путешествие. Вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Старший воспитатель успел только схватить чемодан с федеральным государственным стандартом.

Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.

Вводный этап

1. Упражнение «Порядковый счет »

Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и т.д.

2. Упражнение «Мы с тобой похожи»

Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Ведущий. «Вдруг на остров налетела буря, песок стеной – ничего не видно! (Ведущий поднимает участников, завязывает им глаза, раскручивает их.) Ходят воспитатели, сказать ничего не могут –чтобы пыль в рот не попала (вводится правило не говорить ). Плохо дело! Стали ощупью пробираться, товарища искать (таким образом, ведущий сталкивает участников и образует команды ).

И вот на нашем острове два племени образовалось – одно по одну сторону острова, второе – по другую. Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!

Стали обустраиваться, каждый свой детский сад налаживать.

Ведущий раздает материалы: две юнгианские песочницы, камушками, природными материалами, фигурками зверей и т.д.

Задание участникам : дать название своему племени – детскому саду, структурировать пространство на подносе и т.д. Далее команды представляют свое творчество.

Ведущий. Здание и территорию вы соорудили. Но, может быть, успели одичать на острове за это время. Теперь команды будут соревноваться в профессиональном мастерстве. За каждый правильный ответ в викторине команда получает дополнительные строительные материалы, которые понадобятся нам позже.

Игра-викторина

Необходимо выбрать правильный ответ.

1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:

  • осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
  • фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
  • предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).

2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • личностное общение с взрослым;
  • учебная деятельность;
  • нет правильного ответа.

3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:

  • Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
  • Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
  • Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
  • Игра не влияет на развитие произвольности.

4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

Ответ: познавательное развитие

5. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования;

6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;

б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;

в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.

7. Исключите лишнее

Образовательная среда по ФГОС:

  1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  2. обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
  3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  5. оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
  6. обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

8. Согласно ФГОС ДО родитель:

  1. становится активным участником образовательного процесса;
  2. исключается из образовательного процесса;
  3. нет правильного ответа.

Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли. Детский сад вы построили, теперь пора организовывать предметно-пространственную развивающую среду.

Игра «Развивающая среда»

Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы развивающая предметно-пространственной среда соответствовала Стандарту

Процедура проведения:

Ведущий раздает подручный материал (природные материалы, различный строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).

Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал (см. приложение 1) , на котором представлен перечень требований к предметно-пространственной среде. Задача педагога в соответствии с требованиями структурировать и презентовать созданную среду.

Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается. Давайте встанем в круг и поделимся впечатлениями о сегодняшнем мероприятии: что Вам понравилось в групповой работе, что было сложно, что интересно.

Список литературы.

  1. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для вузов/ Митина Л.М., Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина. – М.: Академия, 2005.
  4. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. Пособие для практикующего бизнес-тренера / Ж.Завьялова, Е. Фарба, Е. Каденильяс-Нечаева, электронное издание.

Название: «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»
Номинация: Детский сад, Деловая игра для педагогов дошкольного образования, конкурсные мероприятия, Педагоги

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ СОШ №4 Дошкольные группы
Месторасположение: г. Куйбышев, Новосибирская область

Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

Задачи:

  • Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.
  • Активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию РППС

Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями, фишки, таблицы для игры «Волшебники», листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, маркеры, педагогический сундучок с предметом оборудования.

Время проведения: 20 минут.

Правила игры

Ведущий объясняет правила игры, которая включает в себя выполнение определённых игровых заданий. Все участники делятся на 2 команды и выполняют по ходу игры определённые задания. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Сценарий деловой игры

Ведущий приглашает педагогов ДОО принять участие в деловой игре. Все участники делятся на 2 команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила игры:

  1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай!
  2. Право на ответ имеет тот, кто руку поднимает. При нарушении этого правила ответы не принимаются и баллы не засчитываются.
  3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда.
  4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Педагогическая разминка.

  • Игровое задание «Кто быстрее?» Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ: «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»
  • Игровое задание «Выбери правильный ответ»

Для 1-й команды: Создание развивающей среды предметно-пространственной (РППС) в ДОО – это результат реализации какой группы требований ФГОС?

  • К результатам освоения Программы
  • К структуре Программы
  • К условиям её реализации

Для 2-й команды: Какое количество основных требований к РППС

в ДОО определено в Стандарте?

  1. Основная часть.
  • Игра «Волшебники» В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (РППС). Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.
  • Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается отгадать загадки про оборудование РППС.

Загадка № 1. Загадывает ребёнок:

У меня есть огурец, огурец зелёный.

Только этот огурец не свежий, не солёный,

Он зовётся «дикий», ростом «невеликий».

С огурцом люблю играть, я могу его катать

По щеке и по руке – он даёт здоровье мне.

ЧТО ЭТО?

Загадка № 2. (Что лежит в «педагогическом сундучке»?)

Я удобный и простой – не соскучишься со мной!

Будешь строить и играть, мир со мною познавать

И движенья выполнять: прыгать, бегать и шагать,

Можешь просто отдыхать.

Тренажёр и балансир – я известен на весь мир!

КТО Я?

Загадка № 3.

Как называются напольные и настольные макеты в современном игровом пространстве ДОО?

  • Игра «Заполни пропуски» (об особенностях РППС В ДОО).

Командам предлагается коротенький текст в виде отдельных предложений об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Необходимо вставить в каждое предложение недостающие по смыслу слова или фразы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания.

  • Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку.
  • Среда должна обеспечивать богатый выбор для………………………………………………………………. работы с детьми.
  • Чтобы ребёнок был успешным, среда должна давать ему право на………………………..
  • Для организации партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми среда должна быть богата…………………………………
  • Игра «Модераторы РППС в ДОО»

Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группах ДОО по ЦЕНТРАМ АКТИВНОСТИ. Оценивается разнообразие названий и количества развивающих центров, оригинальность подходов и идей.

3. Подведение итогов.

По итогу деловой игры побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Награждения победителей и участников могут быть различными: победители получают дипломы, а остальные участники – поощрительные призы; победители и участники обмениваются улыбками, объятиями и рукопожатиями; дарят стихотворения и т.д.; можно поручить болельщикам (если таковые имеются) придумать способы поощрения для всех участников и т.п.

Правильные ответы

  1. Педагогическая разминка.
  • Игровое задание «Кто быстрее?» (Развивающая предметно-пространственная среда)
  • Игровое задание «Выбери правильный ответ» для 1-й команды (К условиям её реализации)

Для 2-й команды (6)

  1. Основная часть.
  • Игра «Волшебники»

(1 – НАСЫЩЕННОСТЬ

2 – ДОСТУПНОСТЬ

3 – ВАРИАТИВНОСТЬ

4 – ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

5 – БЕЗОПАСНОСТЬ

6 – ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ)

  • Конкурс капитанов. Загадка № 1. (Отгадка: Массажёр «Дикий огурец»). Загадка № 2. (Отгадка: Игровой набор мягких модулей. В «педагогическом сундучке» лежит один из элементов этого игрового набора ). Загадка № 3. (Отгадка: Маркеры игрового пространства)
  • Игра «Заполни пропуски» (…интересна…; …коллективной и индивидуальной работы…; …на ошибку…; …ситуациями… )

Групповой семинар-практикум для педагогов раннего возраста

«Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации.

Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника), доска маркеры, собачка, колокольчик, мяч, бумага, ручки, бейджи.

Ход семинара- практикума:

Психолог: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Что пожелаем сегодня…. (называю имена присутствующих коллег, вспоминая их заслуги). А что бы Вы хотели пожелать мне? (Участники отвечают). Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только пришли к нам в садик. Чтобы лучше их понять, на нашей встрече мы побудем немного детьми.

(Бейджи лежат на столах у каждого участника)

Придумайте себе такое имя, каким вы хотели бы называться сегодня. Представьтесь, пожалуйста, и запишите своё имя на бейдже.

Упражнение «Возвращение в детство»

Цели: активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка в возрасте 2-3 лет.

Психолог: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в ногах, в руках.

Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день. Воздух пьяный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идёте по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на Вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку.

Обсуждение: Получается у вас представить себя маленьким ребёнком? Расскажите, что Вы чувствуете.

Давайте запишем ваши чувства на доске.

Упражнение «Я иду в детский сад»

Цель: прочувствовать эмоциональное состояние состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.

Психолог: закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»

Упражнение «Мягкие шарики»

Цель: почувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.

Психолог: «Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Сейчас я раздам их Вам. (раздаются мягкие шарики по кругу).

Я раздаю Вам:

  • Ощущение одиночества и отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени» и «неизвестно заберут ли меня домой?», «а мама придёт?».
  • Незнакомую обстановку;
  • Незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
  • Недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать, или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться);
  • Сильную привязанность к взрослому;
  • Отсутствие опыта разлуки с близкими;
  • Неумение самостоятельно занять себя;
  • Избирательное отношение к взрослому/детям.
  • Новый режим дня.

Удобно ли Вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что амии хочется сделать?

Давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.

Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом.

Адаптивные возможности ребёнка ограничены, если привыкание происходит тяжело, малыш может заболеть. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру.

Задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).

Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения.

Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым, нужно чтобы игры были фронтальными, то есть проводились со всей группой детей.

Поделитесь, какие игры вы используете для создания атмосферы принятия ребёнка, установления эмоционального контакта, доверия к воспитателю в группе? (Участники делятся своими находками). Давайте поиграем в эти игры.

Игра «Иди ко мне»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.

Психолог: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Алиночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Алиночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?

Игра «Хоровод»

Психолог: «А теперь, ребята, возьмёмся за ручки, встанем в хоровод». Воспитатель берёт за ручки участников, стоя в кругу, приговаривая:

Игра «Передай колокольчик»

Психолог: «Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик. Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звенеть колокольчиком. Маша, иди, возьми колокольчик. (Участник становится на место воспитателя) Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.

«Игра «Позови»

Психолог: Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда, давай поиграем с мячиком - покатаем его. Ты - мне. Я- тебе. Я играла с Алиной. Алина, с кем ты хочешь играть? Позови». (Участник зовёт: «Кристина, иди играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего участника.)

Комментарий психолога: «В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми . Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Игра «Кто в кулачке?»

Психолог: «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки - так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать). Сожмите кулачки!

Кто залез ко мне в кулачок? Сжать пальцы в кулак.

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай! Выставить вперёд большой палец.

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Упражнение «Тополиный пух»

Цель: снятие беспокойства, тревоги.

Психолог: разделитесь на пары. Один из вас будет играть роль воспитателя, другой - ребёнка. Пусть ребёнок примет удобную для него позу. «Воспитатель начнёт с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Пока ваша ладонь лежит на теле ребёнка, другая переносится на новое место. А теперь поменяйтесь ролями.

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали, когда были «ребёнком» и «воспитателем»? Какая роль Вам была больше по душе?
  • Что понравилось?

О принципах, которые влияют на успешность и действенность этого упражнения: не суетитесь, прикосновения должны быть спокойными и минимальными по амплитуде.

Важны не только телесные поглаживания, но и душевные. Психологические поглаживания необходимы каждому человеку для того, чтобы ощутить себя любимым, нужным, успешным.

Игра «Солнышко»

Цель: «психологические поглаживания» ребёнка.

Посмотрите, что- то наша Мария Алексеевна совсем замёрзла. Давайте поиграем в игру «Солнышко».

И согреем её вместе! Встанем в круг, а Мария Алексеевна - в центр. Я раздаю Вам по одному цветному карандашу - это лучик солнца. Подарим Марии Алексеевна с добрыми словами, скажем, что нам нравится в ней. (показать пример, сказав предложение комплимент и отдав лучик). А вы, Мария Алексеевна, не забудьте сказать «спасибо».

В адаптационный период, когда между ребёнком и взрослым уже установлены доверительные отношения, можно организовывать игры, цель которых вызывать внимание к действиям взрослого, к подражанию с игрушкой, вызывать интерес к игрушкам, стимулирование ответных игровых действий.

Игра «Собачка»

Материалы: игрушечная собачка, ширма. Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребёнка к звукоподражаниям, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:

Это песик в гости к нам.

(показывает собачку).

Я собачку ставлю а пол.

Дай, собачка Ане (имя ребёнка заменяется) лапу!

Марина Навоева
Деловая игра для педагогов «Адаптация детей раннего возраста»

Цель : закрепить знания педагогов об адаптации детей раннего возраста .

План :

1. Организационный момент.

2. Практическая часть.

3. Рефлексия.

Во время регистрации педагоги делятся на две группы, путем выбора цветного символа.

Ведущий 1 : Здравствуйте, уважаемые педагоги ! Я приглашаю Вас в круг. Вы знаете, как здороваются иностранцы? Европейцы при встрече пожимают друг другу руки, эфиопы прикасаются щеками, африканцы трутся носами, а японцы кланяются. Давайте поздороваемся с соседом слева по- европейски, а с соседом справа по-японски. Молодцы! Присаживаемся на свои места.

Все мы родом из страны под названием «Детство» . Однажды малыш появляется в мире, он растет, изменяется его жизнь и приходит время идти в детский сад.

Поступление ребенка в детский сад - это его первый шаг в самостоятельную жизнь. И этот шаг не всем даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл безболезненно.

Придя в детский сад, ребёнок испытывает стресс. Малышу очень трудно пережить момент расставания с родителями, влиться в новый коллектив. Тяжело не только детям, но и родителям, и педагогам .

Ведущий 2 : А теперь мы предлагаем вам об этом поговорить.

Задание № 1 «Рисовалки»

Изобразить на листе ватмана слово «адаптация » в виде какого-либо символа и дать ему определение. (Адаптация : это вхождение в новую среду и приспособление к новым условиям социального существования, к новому режиму)

Ведущий 1 : И мы переходим к новому заданию

Задание № 2 «Размышлялки» Вопрос 1. Назовите 3 степени адаптации .

Период адаптации , по мнению психологов, в норме составляет в яслях 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем возрасте - 1 месяц . Существует три группы адаптации : 1. Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками, разными видами деятельности, коммуникабельные, уравновешенные. В семье общение с ребёнком доброжелательное, уважающее. 2. Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее . Их поведение характеризуется не стабильностью, капризами, равнодушием. Способности игры и общения у таких детей развиты не достаточно. Дети мало инициативны и менее самостоятельны. Со стороны родителей наблюдается не стабильность в общении : доброжелательные, радостные обращения меняются окриками, угрозами, невнимательностью. 3. Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило не самостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Такие дети сталкиваются с проявлением авторитарности и жестокости со стороны родителей. Это приводит к страху и недоверию к воспитателю, а иногда ведёт к игнорированию его и детей . Сон и аппетит у таких детей плохой или совсем отсутствует.

Ведущий 2 :

Вопрос 2. Назовите основной вид деятельности ребенка раннего возраста (предметный)

Ведущий 1 :

Вопрос 3. Назовите основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста (игровой)

Ведущий 2 :

Вопрос 4. Назовите методы изучения семьи (опросы, анкетирование, домашние визиты, беседы на дому)

Ведущий 1 :

Вопрос 5. Назовите формы работы с семьей (проведение групповых собраний, тематические консультации, беседы, конференции, совместные досуги, диспуты, открытые занятия с детьми для родителей, посещение семей, оформление фото-монтажей, дни открытых дверей, работа с родительским комитетом)

Вопрос 6. Назовите мероприятия по облегчению адаптации детей .

Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации : Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат. Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации. Называть ребенка ласковым именем, как дома. Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче. Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т. д.) . При укладывании спатьиспользовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку. Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка) . Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением) . По рекомендации врача можно подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочек с успокаивающим сбором трав. Ароматерапия - при условии, что у детей нет аллергии . Использование игр на сближение детей друг с другом . Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.

Ведущий 2 : Мы переходим к следующему заданию.

Задание № 3 «Задачка»

В каждой группе раннего возраста случаются сложные ситуации. Давайте попробуем их сейчас решить (каждой группе дается по 2 педагогических ситуации ) .

Задание : Максим (2 г., ходит в детский сад 3 недели. Приходя в группу, играет игрушками . Но когда воспитатель предлагает сесть за стол на завтрак, он отказывается.

Как должен поступить воспитатель? Определите степень адаптации .

Задача : Александра (2г. 3м.) ходит в детский сад 1 месяц. Первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми . Все время держалась за воспитателя и спрашивала : "где мама?". За стол садилась, но сама есть отказывалась, воспитатели кормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала подходить к детям и наблюдать, что они делают, но с ними не играла . Ваши действия, определить степень адаптации .

Задача : Лена (2г. 5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоится. Отказывается от еды. С детьми не играет . Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать - кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет. Ваши действия? Определите степень адаптации у этих детей .

Задача : Маша (1г. 8 мес.) и Аня (2г. 9 мес.) играют рядом . Маша тянется за неваляшкой, Аня тут же выхватывает игрушку из рук у Маши. Проходит какое-то время, Маша оставив игрушки, берет бумагу, хочет порисовать. Аня моментально бросает свои дела, вырывает бумагу из рук у плачущей Маши. Почему Аня так поступает и что можно сделать в этой ситуации? Задача : Миша (2г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. "Я сам!" - протестует ребенок. Перед нами

кризис двух лет : упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Ваши действия?

Задача : Максим 2 года, первые дни в детском саду. Мама заводит ребенка в памперсе. На предложение воспитателя снять памперс, мама категорично заявляет «нет, ребенок не может находиться без подгузника!» Ваши действия?

Задача : В группу приходит новенькая девочка Полина, 2 года. Девочка постоянно всхлипывает и сосет соску, не растается с ней даже во время еды. Через некоторое время родители другой девочки стали жаловаться воспитателю, что их ребенок устраивает дома истерику и требует соску. Ваши действия?

Ведущий 1 : А теперь я предлагаю вам поиграть .

Задание № 4 «Играйка »

Упражнение «Хорошо-плохо»

Группам предлагается встать в круг и кидать мяч по желанию друг другу. Первый игрок говорит : «Адаптация – это хорошо потому что….» Игрок № 2 ловит мяч говорит : «Адаптация – это плохо потому что…» .

Ведущий 2 :И снова новое задание.

Задание № 5 «Путаница» (2 мольберта)

Предлагается вам составить алгоритм подготовки ребенка к детскому саду.

Собрание с родителями с целью знакомства с воспитателями. Получение информации о периоде адаптации .

Подготовка ребенка к режиму, питанию, беседы о детском саде.

Подготовка вещей в детский сад.

Приход в детсад на определенное время. Знакомство с группой.

Посещение детсада до обеда или на целый день.

Массовая закупка памперсов.

Стерилизация бутылочек, пустышек.

Укладывать ребенка в 24 часа, чтобы потом он мог лучше засыпать в тихий час.

Ведущий 1 :

Задание № 6 «Узнавалки»

Предлагаются дидактические игры, у которых прописан ход игры. Необходимо составить задачи и дать название.

«Отгадайте что в руке»

Цель : учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал : овощи и фрукты.

Ход игры : Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

«Кто в лесу живет»

Цель : закреплять знания детей о диких животных ; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал : наборы игрушек : «Дикие животные» и «Домашние животные» .

Ход игры : Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

«Волшебный мешочек»

Цель : закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал : «волшебный мешочек» , овощи.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети .

«Кто лишний»

Цель : учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал : картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например : «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное» .

«Найди листочек»

Цель : различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей ; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Материал : у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы, один букет у воспитателя.

Ход игры : Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например, кленовый и говорит : «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

«Деревья и их плоды»

Цель : учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал : иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка) .

Ход игры : Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

«Назвать птицу»

Цель : учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал : картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица) .

Ход игры : Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Какого цветка не стало»

Цель : учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал : цветы «уголка природы» .

Ход игры : Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы» , дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать : какой цветка не стало, назвать его.

Ведущий 2 :

Рефлексия

Все мы сегодня плодотворно поработали и теперь мы Вам предлагаем выбрать камешек, который соответствует Вашему настроению на данный момент. И если не сложно высказать Ваше мнение и пожелания.