Правовая культура понятие и виды правовое воспитание. Правовое воспитание и проблемы повышения правовой культуры

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

· соблюдается в обществе принцип гуманизма;

· информируется общественность о процессе законотворчества;

· обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

· осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

· знают граждане основные права и Конституцию;

· правомерно поведение личности;

· позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

1. формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2. обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3. самовоспитание;

4. предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

1. убеждение;

2. предупреждение;

3. поощрение;

4. принуждение;

5. наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

69. Законность: понятие, содержание, принципы

Основные подходы к понятию законности:

Законность:

· 1) это условие жизни государственно-организованного общества;

· 2) это принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконов актов субъектами, к которым они адресованы;

· 3) это принцип организации и деятельности государственного аппарата в политической системе в целом;

· 4) это принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких норм права, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

· 5) это метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами - путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;

· 6) это особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами.

Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

· 1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона),

· 2) их выполнение (формальная сторона).

Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных НА.

1) Принцип единства законности состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений, независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия.

2) Принцип гарантированности основных прав и свобод граждан выражается в конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина.

3) Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение - любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватное содеянному наказание.

4) Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности - субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой, и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.

5) Принцип взаимосвязи законности и культурности - уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства.

Правопорядок в обществе

С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего... Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же – условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок – это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок – это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования – реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Каковы же принципы правопорядка?

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

21. Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1.5 Правосознание и правовая культура Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 28.1 Понятие правосознания и его структура Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие, виды и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание и право: взаимодействие. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.Обсуждение всех предыдущих тем

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 4. Правовая культура Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

Из книги автора

Правовая культура: понятие и виды Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии Из книги автора

Глава 2. Правосознание и правовая культура Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.Правосознание определяется уровнем развития общества и в первую очередь

Из книги автора

§ 2.3. Правовое воспитание Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой

Из книги автора

§ 2.4. Правовая культура К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.В юридической науке нет единого понимания термина "культура" вообще, "правовая культура". Так, проф.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.

Проф. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения (насколько усвоены им правовые ценности), 2)развитие правовой деятельности (т.к. уровень правосознания м.б. зафиксирован лишь в правовом поведении, 3) степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества(законодательство, индивидуальные правоприменительные акты) Выделение элементов условно, т.к. они тесно взаимосвязаны.

В структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения

Правовая культура проявляется на трёх уровнях: обыденном, профессиональном (специальный) и теоретическом.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.


Правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.). Система мероприятий правового воспитания включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «Знание».

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение – центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Правовая культура формируется в результате правового воспитания.

4. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды.

5. Правовая культура: понятие, структура, функции.

6. Правовое воспитание: понятие, система.

1. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды

Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.

Черты правосознания:

1. Правосознание – это одна из форм общественного сознания.

2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.

4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

Структура правосознания:

Правовая психология (это совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям).

Правовая психология выражается в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.

Правовая идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям).

Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.

Функции правосознания:

1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).

2. Оценочная (она выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).

3. Регулятивная (она реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).

Виды правосознания:

1. По субъекту (носителю):

Индивидуальное (его носителями являются отдельные люди);

Групповое (его носителями являются социальные группы);

Массовое / общественное (его носителем является общество в целом).

Обыденное (его носителями являются лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);

Профессиональное (его носителями являются юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);

Научное (его носителями являются ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).

2. Правовая культура: понятие, структура, функции

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениям, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).

Структура правовой культуры:

Правовая культура личности;

Правовая культура общества.

Элементы правовой культуры личности:

1.) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);

2.) ценностно-ориентационный (это правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);

3.) деятельностный (это устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).

Элементы правовой культуры общества:

1.) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;

2.) уровень развития права;

3.) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).

Функции правовой культуры:

1.) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);

2.) регулятивная (она осуществляется посредством реализации правовых норм);

3.) нормативно-ценностная (она состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);

4.) трансляционная (она состоит в передаче правового опыта);

5.) коммуникативная (она реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);

6.) прогностическая (она выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).

3. Правовое воспитание: понятие, система

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества.

Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.

Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования права, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание представляет собой один из инструментов правовой социализации личности.

Элементы системы правового воспитания:

1.) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);

2.) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);

4.) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5.) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Тема 20.


Похожая информация.


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

© Ксения Александровна КОСТИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права, e-mail: [email protected]

Рассмотрены основное понятие правового воспитания, формы правового воспитания, понятие правового обучения, цель правового обучения. Рассматриваются основные точки зрения авторов на понятие правового воспитания.

Ключевые слова: правовое воспитание; сущность правового воспитания; формы правового воспитания.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения .

А. А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда есть необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные

знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку, строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон» .

Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Правовое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый аспект (в широком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, духовно-нравственной атмосферы, системы законодательства и т. д. Практика подтверждает, что правовоспитательную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния вышеуказанных объективных факторов. Второй аспект (в узком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целенаправленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан .

Формой правового воспитания является правовое обучение, т. е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний, принципов, норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности .

Общей задачей правового воспитания является формирование нового человека. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» .

Целью правового обучения является формирование теоретической основы право -вого сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения . Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обуче-

нию граждан оформились в официальных документах. Так, стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитии познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитии нравственной и правовой культуры; воспитании гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоении знаний, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина» .

Содержание правового воспитания как процесса формирования правовой культуры личности включает в себя следующие структурные компоненты: информирование о праве (информационный) ; формирование отношения к праву (оценочный); воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный); воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный); организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов (организационный).

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и

привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность .

Вообще средствами правового обучения и воспитания уважения к закону может быть все то, с помощью чего осуществляется целенаправленное воздействие на сознание, волю и поведение людей, или, с помощью чего воспитываемым передается информация о праве, о законе, о разнообразных событиях или факторах, имеющих юридическое значение и может влиять на формирование активной правовой позиции индивидов.

Исходя из такого понимания средств правового обучения и воспитания уважения к закону, к ним следует отнести: а) печать; б) радиовещание; в) кино; г) телевизионное вещание; д) литературу; е) искусство; ж) средства наглядной пропаганды и агитации.

Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период.

В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринимательской деятельности .

В прошлом заметную роль в осуществлении задачи правового просвещения населения играло Всесоюзное общество «Зна-

ние». Оно проводило эту работу посредством как активной лекционной, так и издательской деятельности. К чтению лекций привлекались ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических учебных заведений, практики из числа сотрудников правоохранительных органов, адвокатов и юрисконсультов . Массовыми тиражами издавались популярные брошюры по широкому спектру вопросов укрепления правопорядка и юридической помощи населению.

В настоящее время лекционная работа по правовому просвещению в стране практически свернута. Что же касается издательской деятельности, то появившиеся за последнее время многочисленные издательские фирмы, выпускающие юридическую литературу (по самым грубым подсчетам, только в московских их насчитывается около 30), в погоне за коммерческим успехом сосредоточили свои усилия лишь на издании сборников нормативных актов или же учебников и учебных пособий (издание учебной литературы имеет соответствующие налоговые льготы). Более того, учебную юридическую литературу стали издавать организации, более чем далекие от проблем права. А качество выпускаемой ими учебной литературы никем не контролируется .

В сложившейся ситуации было бы целесообразно Министерству юстиции возглавить работу не только по правовому просвещению населения России (вспомним, что в советские времена в Министерстве юстиции существовал отдел правовой пропаганды и правового воспитания, в ведении которого были и эти вопросы), но и по оперативному изданию новых нормативных актов. Последнее позволит если не ликвидировать, то значительно уменьшить хронический дефицит этой литературы в низовых звеньях правоохранительных органов, в особенности периферийных .

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, следует:

1) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации дополни-

тельной функции, в соответствии с которой Министерство юстиции должно осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями. Этими же функциями следует наделить и органы юстиции субъектов РФ;

2) разработать и принять указом Президента Российской Федерации «Федеральную целевую программу развития правовой культуры в Российской Федерации», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении;

3) создать межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, министерств и ведомств культуры, кино, образования, печати, радио и телевидения, общественных объединений, научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и формами их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского законодательства. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права;

5) разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения (по месту жительства граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в воинских подразделениях) путем обеспечения активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;

6) подготовить и издать квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, органах управления. Определить объем юридических знаний, которы-

ми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той отрасли, где эти работники заняты;

7) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству;

8) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения ;

9) принять меры по улучшению научноисследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан. Уделить особое внимание научному обеспечению правового воспитания молодежи, внедрению системы ювенальной юстиции;

10) создать во всех районах, городах, областях, краях и республиках на хозрасчетной основе единый центр правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других нормативных актов до адресатов, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

В заключение можно сделать следующий вывод, правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином его долга перед обществом, реализации его гражданских прав и свобод. Опосредование людьми прав, свобод и обязанностей в поведении и деятельности способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения граждан, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

Научно обоснованные правовые представления народа являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т. к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации .

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание как процесс - это средство, а сознание как результат - цель.

1. Любин В.П. Дискуссии о политической культуре современной России // Россия и современный мир. 2009. № 2.

2. Кальной И.И. Философия права. М., 2007.

3. Жинкин С.А. Теория государства и права. Ростов н/Д, 2009.

4. Лапаева Л.Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 242.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. М., 2007.

6. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М., 2008.

7. Сонин В.В. Хрестоматия по всеобщей истории права. Владивосток, 2007.

8. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. № 3. 2007.

9. Мартышин О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации // Государство и право. 2009. № 4.

10. Добрынина Е.В. Россия как она есть // Российская газета. 2009.

11. Сорокин В. В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. Екатеринбург, 2008.

12. Алексеев С.С., Архипов С.И. [и др.]. Теория государства и права. М., 2009.

Поступила в редакцию 12.02.2013 г,

LEGAL EDUCATION IN RUSSIA AND ITS VALUE IN LEGAL CULTURE FORMATION Kseniya Aleksandrovna KOSTINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory of State and Law Department, e-mail: [email protected]

The main concept of legal education, form of legal education, concept of legal training, the purpose of legal training are considered. The main points of view of authors on concept of legal education are considered.

Key words: legal education; essence of legal education; form of legal education.