Правовые основы современного семейного воспитания. Правовые основы семейного воспитания Основными функциями методического кабинета являются

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная конвенция о правах ребенка . В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенка необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов.

Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

В Российской Федерации правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании» . Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (ст. 38). Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей – это моральный долг родителей. К родителям, не выполняющим свой долг по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав.

Разрешить сложные ситуации по воспитанию детей призван Семейный кодекс РФ , который определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры выплаты алиментов на содержание детей и др.

Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки свободной творческой жизни. Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа, подписанные в интересах детей в 1990 г. в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей. Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа, подписанные в интересах детей в 1990 г. в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей. Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права. Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями. Семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, по уходу на ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье. Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РК и Законе РК "Об образовании". Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей - это моральный долг родителей. К матерям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера - лишение родительских прав. Основанием к такому решению может послужить жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, антиобщественное поведение родителей: алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство, тяжелые психические расстройства. Недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразится на личности ребенка. В этих случаях органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируют отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников, если складывается сложная, трудная ситуация по воспитанию детей. Для правового разрешения таких ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, принят Семейный Кодекс РК, который наметил меры по укреплению семьи, определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры уплаты алиментов на содержание детей и др.

Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями. Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Семейном кодексе РФ.

Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году. Этот документ для нашей страны очень своевременный. В эпоху разрушения политизированных стереотипов, пересмотра многих жизненных ориентиров по привычке повторяют: «Все лучшее – детям», «Дети – единственный привилегированный класс». В практике же повсеместно и достаточно активно разрушаются эти принципы.

Родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Им также необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции:

Знание ее основных положений;

Понимание провозглашенных в ней прав;

Поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.

Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа, подписанные в интересах детей в 1990 г. в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей.

Резюмируя сказанное, следует акцентировать внимание на следующих положениях.

Семья – первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации.



Ведущий компонент воспитательного потенциала семьи – внутрисемейные отношения. Они выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности.

Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции.

Наилучшая позиция, к которой следует стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без переоценки или недооценки его роли.

Психолого-педагогическими основами установления контактов семьей с учебным учреждением являются: укрепление и повышение авторитета родителей; доверие к воспитательным возможностям родителей; повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании; педагогический такт; недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи; опора на сильные стороны семейного воспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?

2. Каковы функции семьи?

3. Что необходимо знать, чему научиться, чтобы овладеть профессией «родитель»?

4. Каковы методы и средства семейного воспитания?

5. Каковы правовые основы семейного воспитания?

6. Каким должно быть взаимодействие семьи, школы и общества для полноценного развития и становления личности ребенка?

7. Типология современной семьи: ваша позиция?

Задание 1. Опишите, каким образом вы можете обеспечить «хорошие взаимоотношения» с детьми (возраст детей по выбору)? При описании необходимо обосновать важность проблемы межличностных отношений в семье, эффективность осуществляемых педагогических воздействий (методы, приемы, средства), на какие качества детей будут направлены педагогические воздействия.



Литература

Основная

1. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания [Текст]: 5-9 классы: методика подготовки, новые сценарии, возрастные особенности учащихся, тренинги, тесты / Н.И. Дереклеева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2006. – 320с.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.

3. Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

Дополнительная

1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] / А. Адлер; пер. с англ. А.А. Валеева, Р.А. Валеевой. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 413с.

2. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст]: учебное пособие для вузов / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: МГУ: Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. – 302с.

3. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями [Текст] / Д.В. Винникотт. – М.: Класс, 1995. – 112с.

4. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 158с.

5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст]: информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейн. жизни»: кн. для учителя. / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 208с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

Нормативно-правовое обеспечение семейного воспитания

Классный руководитель

Богомазова Е.М.

2015-2016 уч. год

г. Белгород

Характер, здоровье, жизненная успешность, вера в себя у человека начинается с семьи, с его семейного воспитания. С него начинается формирование личности человека. Оптимистом он станет или пессимистом, эгоистом или альтруистом, будет прятать голову в песок, как страус, или не бояться брать на себя ответственность - все это зависит от воспитания человека и примера его родителей.

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен. Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия ребенка на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка.

Семейное воспитание - это, прежде всего, система отношений родителей с детьми. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Правовое обеспечение прав и обязанностей родителей:

Конституция РФ

Конвенция о правах ребенка

Семейный кодекс РФ

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Конституция РФ, Статья 38

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в Конституции.
Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Его нормы устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами….

Из конституции и семейного кодекса РФ:

Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:

Воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,

Подготавливать их к общественно-полезной деятельности,

Приучать к дисциплине,

Заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,

Стимулировать к осознанному выбору профессии.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН от 20.11.1989 г., вступила в силу для России 15.09.1990 г.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция предоставляет новую возможность проявить конкретную любовь к детям. Современная цивилизация, ее гуманистические предпосылки приобретают в наши дни общечеловеческий характер. В то же время известно довольно значительное количество факторов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Вот почему родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Им также необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции, первый из которых - знание ее основных положений; второй - понимание провозглашенных в ней прав; третий - поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.

Если родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, если вольно или невольно они наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения.

Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права. Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

Недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразится на личности ребенка. В этих случаях органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируют отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников, если складывается сложная, трудная ситуация по воспитанию детей. Для правового разрешения таких ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, Государственной Думой в 1995 г. принят Семейный Кодекс РФ, который наметил меры по укреплению семьи, определил права и обязанности родителей по воспитанию детей, упорядочил размеры уплаты алиментов на содержание детей и др.

Права и обязанности родителей определены главой 12 Семейного кодекса РФ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Таким образом, нормативно-правовые документы вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье.

Правовые основы семейного воспитания

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН «О правах ребенка». Тем самым Россия признала приоритет общепризнанных принципов международного права и важность международного сотрудничества для улучшения жизни детей в стране, а также взяла на себя обязательство реформировать те нормы национального законодательства, которые затрагивают права и интересы детей, с целью создания правовой базы для реального осуществления всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав ребенка без какой либо дискриминации.

В соответствии с конвенцией родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция – это документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, ибо дети, в первую очередь, - наш сегодняшний мир, а уж затем – наше будущее. Этот документ для нашей страны очень своевременный. Дети особенно нуждаются в социальной и родительской опеке и заботе. Конвенция предоставляет новую возможность проявить конкретную любовь к детям. Современная цивилизация, ее гуманистические предпосылки приобретают в наши дни общечеловеческий характер. В то же время известно довольно значительное количество фактов лишений и злоупотреблений, жертвами которых становятся дети. Вот почему родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Им также необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции, первый из которых – знание ее основных положений; второй – понимание провозглашенных в ней прав; третий – поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.

В Конвенции «О правах ребенка» подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех членов и, особенно, детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства.

Конвенция предостерегает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права. Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.

Если родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, если вольно или невольно они наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения.

Программе реальных действий в пользу детей посвящены два документа, подписанные в интересах детей в 1990 году в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей. Эти международные документы должны стать для родителей основополагающими, чтобы в суете каждодневности, когда захлестывает суровый быт, не утратить высоту родительских чувств и ответственности, чтобы в сегодняшнем дне родители могли ориентироваться не только на настоящее ребенка, но и на его будущее. Особо подчеркнута роль семьи: «В семье начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Семья несет основную ответственность за обеспечение питания и защиту детей с младенческого до подросткового возраста».

Значительную помощь семье оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Он охватывает все стороны жизни детей в семье и означает, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто из них не имеет преимущества друг перед другом. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей является необходимой предпосылкой для обеспечения всех иных родительских прав и обязанностей. Материальное содержание детей - это моральный долг родителей. К матерям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, может быть применена строгая моральная мера – лишение родительских прав. Основанием к такому решению может послужить жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, антиобщественное поведение родителей: алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство, тяжелые психические расстройства. Недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразится на личности ребенка. В этих случаях органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируя отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников, если складывается сложная ситуация по воспитанию детей. Для правового разрешения таких ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, используется Кодекс о браке и семье. Кодекс закрепил положение о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества, и возложил на государство обязанность осуществлять всестороннюю ее защиту: создавать условия для экономической самостоятельности и роста, устанавливать льготную налоговую политику и различные выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей и т.д.