Способ обработки камня у древних людей. Краткий исторический очерк о технологии обработки камня

Для этой эпохи наиболее важными и характерными чертами можно считать широкое распространение призматической техники расщепления, виртуозную обработку кости и бивня, разнообразный набор орудий - около 200 различных типов.
Значительные изменения произошли в технике расщепления каменного сырья: опыт многих тысячелетий привел человека к созданию призматического нуклеуса , с которого скалывались заготовки относительно правильной формы, близкой к прямоугольной, с параллельными краями. Такая заготовка называется, в зависимости от размеров, пластиной или пластинкой , она позволяла наиболее экономно расходовать материал и служила удобной основой для изготовления разнообразных орудий. Заготовки-отщепы, не имеющие правильной формы, по-прежнему были широко распространены, но, будучи сколотыми с призматических нуклеусов, они становятся тоньше и сильно отличаются от отщепов более ранних эпох. Техника ретуширования в верхнем палеолите была высока и весьма разнообразна, что позволяло создавать рабочие края и лезвия разной степени приострения, оформлять различные контуры и поверхности изделий.

Орудия верхнего палеолита меняют свой внешний облик по сравнению с более ранними эпохами: они становятся меньше и изящней благодаря изменению форм и размеров заготовок и более совершенной технике ретуширования. Разнообразие каменного инвентаря сочетается со значительно большей устойчивостью форм изделий.

Среди всего многообразия орудий есть группы, известные по предшествующим эпохам, но появляются и получают широкое распространение новые. В верхнем палеолите существуют такие известные ранее категории, как зубчато-выемчатые орудия, скребла, остроконечники, скребки, резцы. Удельный вес некоторых орудий увеличивается (резцы, скребки), других, наоборот, резко уменьшается (скребла, остроконечники), а некоторые исчезают совсем. Орудия верхнего палеолита более узкофункциональны по сравнению с предшествующими эпохами.

Одним из важнейших и самых распространенных орудий верхнего палеолита был резец . Он был предназначен для резания твердых материалов, таких как кость, бивень мамонта, дерево, толстая кожа. Следы работы резцом в виде конических канавок отчетливо видны на многочисленных изделиях и заготовках из рога, бивня и кости со стоянок Западной и Восточной Европы. Однако в инвентаре некоторых археологических культур Сибири и Азии резцы отсутствуют, по-видимому, их функции выполняли другие орудия.

Скребки в верхнем палеолите были одной из самых массовых категорий орудий. Они обычно изготовлялись из пластин и отщепов и имели выпуклое лезвие, обработанное специальной скребковой ретушью. Размеры орудий и угол заострения их лезвий очень разнообразны, что обусловлено их функциональным назначением. На протяжении многих тысячелетий от мустье до железного века этот инструмент использовался для обработки шкур и кожи.

Каменные орудия верхнего палеолита:
1-3 - микропластинки с ретушью; 4, 5 - скребки; 6,7 - наконечники; 8, 9 - острия;
10 - призматический нуклеус со сколотой с него пластиной; 11-13 - резцы;
14, 15 - зубчато-выемчатые орудия; 16 - проколка

Скребками производилась одна из основных операций - мездрение, т.е. очистка шкур и кожи, без которой их нельзя было использовать ни для шитья одежды и обуви, ни для устройства кровли жилищ и изготовления различной тары (сумки, мешки, котлы и т.д.). Большое разнообразие пушнины и кож требовало соответствующего количества необходимых инструментов, что наглядно видно из археологических материалов.

В палеолите скребком чаще всего работали без рукоятки движениями «на себя», растягивая шкуру на земле и закрепляя ее колышками или расстилая на колене.

Изготовление и использование верхнепалеолитических кремневых орудий:
1 - раскалывание призматического нуклеуса; 2, 3 - работа резцом;
4-6 - употребление концевого скребка

Рабочий край скребков быстро изнашивался, но длина его заготовки обеспечивала возможность многократной подправки. После мездрения и обработки золой, в которой много поташа, шкуры и кожи сушились, а затем выминались с помощью костяных лопаточек и лощил, а кроили их ножами и резцами. Для шитья изделий из кожи и меха служили мелкие острия и проколки и костяные иглы. Небольшими остриями проделывали отверстия в коже, а затем скроенные фрагменты сшивались с помощью растительных волокон, жил, тонких ремешков и пр.

Острия не представляют собой единой категории, эти разнообразные орудия объединены одним общим признаком - наличием острого ретушированного конца. Крупные экземпляры могли использоваться для охотничьего вооружения в качестве наконечников копий, дротиков и стрел, но их же могли использовать для работы с грубыми и толстыми шкурами таких животных, как бизон, носорог, медведь, дикая лошадь, необходимыми при постройке жилищ и для других хозяйственных целей. Проколки представляли собой орудия с выделенным ретушью, относительно длинным и острым жальцем или несколькими жальцами. Жальцами этих орудий прокалывали кожу, отверстия потом расширяли при помощи проверток или костяных шильев.

Во второй половине верхнего палеолита появляются составные , или вкладышевые , орудия, которые, несомненно, были очень важным новым технологическим достижением. На основе призматической техники раскалывания человек научился делать правильные миниатюрные пластинки, очень тонкие и имеющие режущие края. Такая техника называется микролитической . Изделия, ширина которых не превышала одного сантиметра, а длина - пяти сантиметров, называют микропластинками. Из них изготовлялось значительное количество орудий, в основном - микроострия и четырехугольные микропластинки с притупленным ретушью краем. Они-то и служили вкладышами - составными частями лезвия будущего изделия. Вставляя ретушированные микропластинки в основу из дерева, кости или рога, можно было получить режущие лезвия значительной длины и разнообразной формы. Основу сложной формы можно было вырезать с помощью резцов из органических материалов, что было гораздо удобней и легче, чем делать такой предмет целиком из камня. Кроме того, камень достаточно хрупок и при сильном ударе орудие могло сломаться. При поломке составного изделия можно было заменить только поврежденную часть лезвия, а не делать его целиком заново, такой путь был гораздо экономичнее. Особенно широко этот прием применялся при изготовлении крупных наконечников копий с выпуклыми краями, кинжалов, а также ножей с вогнутыми лезвиями, которые употреблялись при сборе диких злаков жителями южных областей.

Характерной чертой орудийных наборов верхнего палеолита является большое количество комбинированных орудий - т.е. таких, где на одной заготовке (отщепе или пластине) располагалось два-три рабочих лезвия. Возможно, что это делалось для удобства и ускорения работы. Наиболее часто встречаются сочетания скребка и резца, скребка, резца и проколки.

В эпоху верхнего палеолита появились принципиально новые техники обработки твердых материалов -сверление, пиление и шлифование , однако только сверление применялось достаточно широко.

Сверление было необходимо для получения разнообразных отверстий в орудиях, украшениях и других бытовых предметах. Производилось оно с помощью лучкового сверла, хорошо известного по этнографическим материалам: в тетиву вставляли полую кость, под которую постоянно подсыпался песок, и при вращении кости высверливалось отверстие. При сверлении более мелких отверстий, таких как игольные ушки или дырочки в бусинах или раковинах, применялись кремневые сверла - каменные орудия небольшого размера с выделенным ретушью жалом.

Пиление применялось в основном для обработки мягких пород камня, таких как мергель или сланец. На статуэтках, сделанных из этих материалов, видны следы пиления. Каменные пилки - вкладышевые орудия, они делались из пластинок с ретушированным зубчатым краем, вставленных в твердую основу.

Шлифование и полирование чаще всего использовались при обработке кости, но иногда встречаются орудия, в основном массивные и, по-видимому, связанные с обработкой дерева, у которых лезвия обработаны с помощью шлифования. Более широкое применение эта техника приобретает в мезолите и неолите.

Акимова Е.В.

исторического факультета

Красноярск 2004

ВВЕДЕНИЕ

Можно ли проследить зависимость между формой, размером и качеством породы и изготовленным из нее предметом?

Подумайте.

1. В европейской части России кремень чаще встречается в виде плиток, а в Сибири – галек. Задача одна и та же: изготовить крупный наконечник копья. Как этого достичь?

2. На стоянке Усть-Кова в Северном Приангарье использовались яшма, халцедон, окремненная древесина. Здесь почти нет недоделанных вещей, нет заготовок орудий, битых кусков породы и, как правило, все предметы небольших размеров. Чем это объяснить?

3. На Среднем Енисее, на любом палеолитическом памятнике, находят большое количество битых галек, испорченных заготовок. С чем это связано?

Анализ пород позволяет определить месторождение, источник сырья, направления обмена. Так, в неолите на памятниках Нижней Ангары найдены орудия из нефрита, месторождения которого находятся только в Прибайкалье.

Как именно человек обрабатывал камень?

Ответить на этот вопрос археологам позволяют, в первую очередь, данные этнографии, ремонтажа и эксперимента.

Изучение техники расщепления камня у народов Австралии, Экваториальной Африки, живущих сейчас на стадии родоплеменного строя, позволяет экстраполировать их технические приемы на каменный век. Необходимо только учитывать, что умения и навыки современных людей, сохранивших эту технику, не обязаны быть тождественными умениям и навыкам древних людей.

Ремонтаж (аппликация) – предполагает сборку предметов расщепления в одну исходную конкрецию (галька, желвак…). Это позволяет точно восстановить очередность снятий, их зависимость друг от друга, расшифровать нюансы процесса. К сожалению, ремонтаж далеко не всегда технически возможен.

Эксперимент предполагает воссоздание процесса расщепления в современных условиях. Так были разрушены многие мифы о древнем человеке, доказана возможность и определены конкретные способы изготовления сложных изделий. Ограничение возможностей эксперимента для реконструкции процесса обработки камня (а также кости и дерева) в древности заключается в некорректности абсолютного перенесения результатов эксперимента на каменный век.

Понятие нуклеуса

Нуклеус – изделие из камня, предназначенное для получения сколов-заготовок будущих орудий. Термин «нуклеус» ввел Л. Легей в 50-60 гг. 19 в. Г. де Мортилье в 1883 г. давал такое определение нуклеуса – “куски кремня или другого камня, от которых отбиты с индустриальной целью, осколки и, в особенности, пластины”. В отечественной литературе реже используется термин «ядрище», подразумевая ядро (сердцевину) камня, с которого произведены снятия, в дальнейшем используемые для изготовления орудий.

Обозначение элементов нуклеуса (рис. 6).

Общая схема каменной индустрии

Подумайте.

1. В чем преимущество техники леваллуа по сравнению с техниками раннего палеолита?

2. В чем недостатки техники леваллуа?

3. Какой из видов нуклеусов-леваллуа был наиболее перспективным? Почему?


В конце среднего - начале позднего палеолита появляется «классический» нуклеуспараллельного принципа скалывания (рис.13). Его могли изготавливать на гальке, на бесформенном обломке или желваке. В первом случае нуклеус не нуждался в подготовке и был готов к расщеплению сразу же после оформления площадки. В качестве заготовок орудий могли использовать и первичные пластины. Если исходная конкреция не соответствовала форме будущего нуклеуса, предпринималась предварительная оббивка заготовки. В этом случае, первые сколы, полученные с нуклеуса, имеют на поверхности не галечную корку, а негативы оформительных снятий (диагональных, радиальных, встречных и т.д.).

Подумайте.

1. Какова функция латералей нуклеуса?

2. Как удобнее скалывать щепки с доски: с широкой стороны или с торца?

В начале позднего палеолита появляетсяторцовая техника. Расщепление производилось не с широкой, а с узкой части нуклеуса. Первые торцовые нуклеусы могли быть изготовлены на плитках кремня, плоских гальках, уплощенных в процессе сработанности нуклеусах. В последнем случае в качестве фронта могла выступать латераль исходного нуклеуса.

Вариантом торцового нуклеуса является клиновидный нуклеус. Особенностью клиновидного нуклеуса является заостренные контрфронт и дистальный конец, предназначенные для закрепления нуклеуса в подобии деревянной оправы (расклиненном стволе дерева, пне…).

Обозначение элементов клиновидного нуклеуса (рис. 14).

Клиновидный нуклеус имеет узкий треугольный фронт и широкие латерали. Контрфронт клиновидного нуклеуса называется гребень, дистальный конец – киль.


В позднем палеолите (около 20 т.л.н.) появляется микропластинчатая техника, представляющая собой совокупность технических приемов, позволяющих получить стандартные микропластины3. Микропластинчатые нуклеусы могли быть призматическими, коническими, пирамидальными, кельтовидными, пирамидальными, карандашевидными...В Сибири ведущей формой микронуклеуса в позднем палеолите стал клиновидный нуклеус (рис. 15).

Подумайте.

1. В чем преимущество техники параллельного расщепления перед техникой леваллуа?

2. Каким может быть функциональное использование микропластин?

ВТОРИЧНОЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ

Целью вторичного расщепления является непосредственное изготовление орудия из скола-заготовки, что предполагает оформление рабочего края, обушка (рукоятки) и других необходимых элементов, свойственных конкретному типу орудия.

Основным видом вторичной обработки в палеолите является ретушь.


Ретушь - серия негативов мелких отщепов (чешуек), образующихся путем нанесения легких ударов или отжима по краю заготовки (рис. 16).

Рис. 16

Ретушь могла возникать в результате контрудара, когда раскалывание производилось на жесткой наковаленке и чешуйки отлетали не только под воздействием отбойника, но и под воздействием отдачи наковаленки. Во многих случаях ретушь могла возникать непроизвольно, в процессе деятельности (резания, скобления, долбления и т.д.) или под воздействием окружающих условий (гравийное или галечное заполнение культурного слоя, переотложение слоя и др.). Подобную ретушь принято называть рабочей ретушью или ретушью утилизации.

Виды ретуши (рис. 17):

1. по расположению на поверхности заготовки : дорсальная и вентральная;

2. по распространению на поверхности : краевая, захватывающая (распространенная), покрывающая всю поверхность;

3. по форме фасеток: округлая, удлиненная;

4. по ориентации фасеток : параллельная, конвергентная;

5. по динамике нанесения: непрерывная, прерывистая, локализованная на определенных участках

6. по соотношению размеров фасеток: разнофасеточная, равнофасеточная

7. по ориентации относительно оси изделия4 : продольная, поперечная, без предпочтительной ориентации;

8. по углу нанесения :

70-90 0 – отвесная,

45-70 0 – крутая,

30-45 0 – приостряющая,

10-30 0 – плоская,

до 10 0 – стелющаяся.

Если оба фаса орудия полностью или почти полностью обработаны захватывающей или покрывающей ретушью, его называют бифас. Если ретушью обработан только один фас – унифас (рис. 18).

ВИДЫ РЕТУШИ



Рис. 18

Подумайте.

1. Какая функция могла быть у изделия со стелющейся ретушью? Крутой? Отвесной?

2. Может ли на одном орудии сочетаться разные по происхождению виды ретуши?

3. Могла ли ретушь использоваться в процессе первичного расщепления? В каком качестве?

Менее распространенными способами вторичного расщепления являются резцовый скол, анкош и фрагментация (рис. 19).

Резцовый скол представляет собой снятие с края отщепа или пластины узкого удлиненного скола. Края негатива скола используются в качестве режущей (строгающей) кромки орудия, предназначенного для обработки твердых материалов (кости, дерева). В ряде случаев резцовый скол применялся для создания рукоятки, заменяя собой отвесную ретушь.

Анкош – вылом края заготовки. После дополнительной обработки ретушью, образовавшаяся выемка могла использоваться для строгания.


Фрагментация – искусственное расчленение заготовки с целью получения орудия необходимого размера и формы.

Рис. 19

КАМЕННЫЕ ОРУДИЯ ПАЛЕОЛИТА

В археологии каменного века синонимом слов “изделие”, “орудие”, является термин артефакт. Артефактом называется предмет, изготовленный или видоизмененный древним человеком.

Подумайте.

1. Является ли артефактом галька, расколотая и отброшенная человеком?

2. По каким признакам строится классификация живых организмов в биологии? Можно ли использовать этот опыт в археологии?

Проблема систематизации артефактов стояла перед археологами изначально. Трудность заключалась в необходимости классифицировать изделия человеческих рук – бесконечно разнообразных по формам. Разные критерии, бравшиеся в основу, придавали большинству классификаций крайне субъективный характер и не позволяли использовать их на материалах других регионов, эпох и памятников.

Современная общая классификация подразделяет каменные артефакты на обширные группы: нуклеусы, сколы, орудия… Каждая группа имеет внутренние подразделения – категории.

Наиболее сложны для классификации орудия. Так, если скребки, скребла, резцы и др. выделяются, преимущественно, по функциональному критерию, то остроконечники – исключительно по форме (по морфологии ). Ситуацию еще более осложняет наличие комбинированных орудий – сочетающих в себе разные функции (проколка-скребок, нож-скребло), а также переоформленных изделий – изменяющих свою функцию в процессе эксплуатации (нуклеус-долотовидное орудие). Значительная часть артефактов найдена в обломках, в заготовках, далеко не всегда позволяющих правильно их интерпретировать.

Орудия из целых конкреций

Чопперы

Вероятно, самые первые орудия человека умелого и прямоходящего (homo habilis и homo erectus). Переживают почти весь каменный век. Представляют собой крупное орудие на гальке, оббитой с одной стороны (рис. 20). Рабочий край образован на пересечении галечной и оббитой поверхностей. Функциональное использование очень широкое: можно выделить рубящие формы (собственно чопперы) и скребущие, скоблящие формы (чопперы-струги) (рис. 21).

Чоппинги

Подобно чопперам, возникли в олдувайскую эпоху, но позже палеолита практически не встречаются. Представляют собой крупное орудие на гальке, оббитой с обеих сторон (рис. 20). Рабочий край образован на пересечении обеих оббитых поверхностей. Могло использоваться в рубящей функции.

Для чопперов и чоппингов используются термины: фас (лицевая сторона),арьерфас (тыльная сторона), рабочий край ,пятка (обушок). У чоппинга, как правило, арьерфас не выделяется.


Рис. 20

Отбойники

Как правило, представляют собой целую или расколотую удлиненную овальную или округлую гальку со следами забитостей, локализованных на отдельных участках (рис. 21). В дальнейшем в качестве отбойников (как и отжимников) могли использоваться сломанные, сработанные изделия, нуклеусы, чопперы.


Ручные рубила.

Наиболее характерны для ашеля. Имеют двусторонне оббитую (бифас) овальную или миндалевидную форму с приостренным рабочим краем и тупой пяткой (рис. 22). Длина орудия достигала 12-15 см. Для изготовления первых рубил в раннем ашеле требовалось около 30 сколов, для поздних – около 60. В конце ашеля и начале мустье существуют рубила ля-микок длиной до 5-6 см.

Как орудие древнего человека впервые было распознано Б. де Пертом в 30-е гг. 19 в. при раскопках на р. Сомме во Франции. Термин «ручное рубило» предложил Г. де Мортилье, предполагая использование его в качестве топоровидного орудия, зажатого в руке. Сейчас интерпретируется как универсальное орудие, предназначенное для выполнения разных функций: рубки дерева и костей, вспарывания шкуры, резания мяса и, возможно, выкапывания растений.

Орудия на сколах

Скребла

Наиболее распространенное орудие в палеолите. В Европе встречаются главным образом в мустьерских памятниках, в Сибири – в мустьерских и позднепалеолитических. Диагностический признак скребла – продольный прямой или выпуклый рабочий край, обработанный крутой или приостряющей ретушью (рис. 23). Предназначены, преимущественно, для обработки шкуры.

Различаются:

1. по заготовке – на пластинах, на отщепах5;

2. по количеству рабочих краев – одинарные, двойные;

3. расположению рабочего края относительно оси заготовки – продольные, поперечные, диагональные;

4. форме рабочего края – выпуклые, вогнутые, прямые…;

5. расположению края на определенном фасе – вентральные, дорсальные.

Скребки

Наиболее распространены в позднепалеолитических памятниках. Изготовлены, преимущественно, на отщепах и пластинах некрупных размеров. Диагностическим признаком является выпуклый рабочий край, обработанный крутой или приостряющей ретушью (рис. 24). Формы скребков очень многообразны. Чаще встречаются концевые скребки с рабочим краем, расположенным на дистальном конце заготовки (пластины или отщепа) и округлые скребки с рабочим краем, охватывающем более половины периметра заготовки (отщепа). Главным отличием от скребел являются меньшие размеры и преобладающее расположение рабочего края поперек оси изделия. Функциональное использование более широкое: очистка узких участков шкуры, резание шкуры.


Рис. 24

Скребки различаются по заготовке, количеству рабочих краев, расположению рабочего края относительно оси заготовки, форме рабочего края, расположению края на определенном фасе, оформлению обушка.

Остроконечники

Появились, вероятно, в позднем ашеле и просуществовали весь палеолит, эволюционируя от широких массивных до удлиненных форм. Термин “остроконечник” функционального значения не имеет. Остроконечники могли как использоваться в разных функция (нож, скребло, кинжал, проколка), так и сочетать одновременно несколько функций (кинжал-нож). Как правило, представляют собой крупное орудие на пластине с двумя конвергентными краями, оформленными ретушью и образующими острый конец (рис. 25).

Различаются по форме рабочего края, по расположению рабочего края на фасе, по углу схождения краев, оформлению обушка.


Рис. 25

Резцы

Орудие позднего палеолита и мезолита. Характеризуется наличием острой режущей кромки, образованной резцовыми сколами (рис. 26). Обычно выделяют боковые, угловые, срединные, трансверсальные резцы6.

Боковой резец образован продольным сколом, нанесенным с излома пластины или предварительно подготовленной ударной площадки.

Угловой резец образован двумя направлениями сколов: по краю заготовки и вдоль ее излома.

Срединный резец, как правило, является результатом движения кромки углового резца в результате серии подправок до срединного положения – по линии оси заготовки.

Трансверсальный резец образован диагональным сколом, направленным от одного края заготовки до другого.



Широко распространены комбинации резцов: двойной угловой, двойной боковой, угловой-боковой, угловой-срединный и т.д. Характеристику комбинированных форм резцов дополняют термины: смежный, противолежащий, альтернативный.

Резцы предназначены для обработки (резания, строгания) кости, рога, бивня (рис. 27).

Проколки, провертки, сверла

Могли быть изготовлены на любых заготовках любых размеров и форм. Общим признаком данных орудий является наличие выступа (жальца ) и в разной степени выраженных выемок (плечиков) (рис. 28). У некоторых орудий прослеживаются два-три жальца. Функциональные различия выявить удается только в некоторых случаях по характеру сработанности жальца и плечиков.

Проколки предназначены для прокалывания мягкого материала (шкуры). При долгом использовании жальце проколки приобретает мягкую зашлифовку, заглаживающую ретушь.

Провертки предназначены, главным образом, для просверливания отверстий в кости и бивне, для расширения узких отверстий в шкуре. В результате работы в зоне плечиков наблюдается некоторое выкрашивание (ретушь утилизации) или зашлифовка.

Сверла предназначены для сверления жестких материалов (кости, бивня, некоторых пород камня), что приводило к полной выкрашиваемости жальца.

Долотовидные орудия

Долотовидные орудия могли изготовить предварительно, придав заготовке (как правило, массивному отщепу) четырехугольную форму путем двусторонней обработки.

В качестве долотовидного орудия могли также использовать подходящий скол, сработанный нуклеус или испорченное орудие. Технология использования долотовидных орудий заключалась в установке орудия на место предполагаемого рассечения кости и нанесения по нему сильного удара отбойником. На участках соприкосновения орудия как с отбойником, так и костью, происходило выкрашивание края. Таким образом, в процессе неоднократного использования у долотовидного орудия формировались два противолежащих края: один имел смятия от воздействия каменного отбойника, другой приобретал характерную желобчатую форму. При регулярном изменении позиции орудия эти различия между краями стирались. Диагностическими признаками долотовидного орудия являются наличие пары (нередко и двух пар) противолежащих рабочих краев и их желобчатая форма (рис. 29).

Предназначены для расчленения костей, бивня мамонта.

В качестве орудий в палеолите широко использовали отщепы и пластины с ретушью. Об их функциональном назначении можно говорить по таким косвенным признакам как крутизна ретуши и форма рабочего края. Нередко использовались отщепы и пластины без дополнительной обработки.

Подумайте

1. Какое природное сырье реально могло быть в распоряжении древнего человека в олдувайскую эпоху? Какое сырье человек мог освоить в первую очередь?

2. Как человек мог использовать разные кости животных без специальной обработки?

Утилизация костных остатков

Умение человека расчленять туши животных по суставам пришло не сразу. Человек разбивал, разламывал тушу, получая обломки костей разной формы. В дальнейшем, обломки получались при раскалывании и дроблении кости для получения костного мозга. Каковы были возможности человека использовать кости без дополнительной обработки? По материалам палеолитических памятников можно утверждать, что колотые кости с острыми краями и концом могли использоваться как ножи, скребки и проколки; обломки ребер и суставные кости (фаланги пальцев) – гладильники и лощила; черепа – светильники и чашки для минеральной краски; куски рога и плоские крупные зубы (лошади) - отбойники и отжимники; обломки лопаток и тазовых костей - подкладки, разделочные доски.

Первые настоящие орудия из кости появляются в мустьерскую эпоху, но расцвет костяной индустрии наступает в позднем палеолите. Так эпоха мадлен во Франции дала наиболее яркие образцы костяных изделий мирового палеолита.

Подумайте.

1. Какие способы обработки камня человек мог использовать при обработке кости, рога и бивня? Какие другие возможности предоставляет костяное сырье?

2. Как измениться общая схема расщепления (рис. 9) при замене каменного сырья на костяное?

Особенности обработки

Кости, рога и бивня

Трубчатая кость поддается обработке (резанию, пилению, скоблению) в разогретом виде. В наше время кость парят в русской печке 5-10 часов.

Рог оленя не колется, но пилится и режется в сыром виде. Вероятно, рог долго вымачивали, а затем подливали воду под резец.

При раскалывании бивня использовались приемы обработки камня. Первоначально бивень выламывали из альвеол, где качество его было хуже, затем перерубали на «чурочки». Известно два способа: бивень перерубался в одном месте на 1/3 толщины (на стоянке Мальта) или подрубался вкруговую на 1/4 (на стоянке Афонтова гора II), а затем переламывался.

На следующем этапе производилось скалывание пластин. По материалам Мальты и Усть-Ковы можно выделить два способа.

1. Благодаря кольцевой структуре бивня, пластины могли получаться при помощи прорезания двух параллельных пазов и скалывания клином (долотовидным орудием).

2. Скалывание пластинчатых сколов и отщепов производилось с «нуклеуса». Если «нуклеус» располагался на твердой наковаленке – образовывался раковистый излом. В ряде случаев встречные снятия могли производиться с двух противолежащих «площадок».

Сколы с бивня подвергались распариванию или вымачиванию. По мнению М.М. Герасимова, куски бивня заворачивали в мокрую шкуру и закапывали рядом с костром.

Подумайте.

1. На стоянке Лиственка около г. Дивногорска найдена ямка со следами деревянных колышков, когда-то воткнутых по окружности. Рядом располагались многочисленные мелкие обломки бивня со следами резания, скобления. Что это могло означать?

2. На стоянке Сунгирь около г. Воронежа раскопано погребение двух подростков с копьями, выполненными из целых бивней мамонта. Какова была технология их изготовления?

Подумайте.

1. Мысль об утилитарном назначении «жезлов» была основана на двух наблюдениях: грубо обтесанный конец штанги и повреждения в зоне отверстия. С чем могли быть связаны эти особенности?

2. Как объяснить желание человека выделить «жезлы» из ряда других орудий, украшая их гравировкой, рельефными и скульптурными изображениями?


Как правило, жезлы изготавливали из рога, но есть единичные случаи, когда в качестве сырья избирался бивень мамонта (стоянки Костенки на Дону, Лиственка на Енисее).

Иглы

Иглы (рис. 31)появились в начале позднего палеолита (известны в памятниках ориньяка). Основной функцией их было протаскивание нитки в отверстие, подготовленное каменной проколкой или костяным шилом. Первые иглы имели круговую нарезку вместо ушка, позволявшую закреплять нить. Как правило, самые древние ушки имели круглую форму, более поздние – овальную. К концу палеолита появляется канал для вдевания нитки.

Иглы изготавливались из осколка кости или бивня. Процесс изготовления включал оббивку стерженька, выстругивание отщепом или пластинкой с выемкой, биконическое сверление проверткой, зашлифовку (рис. 32).

Из кости, рога и бивня изготавливались разнообразные орудия: шилья, остроконечники, лопатки, лощила, гладильники, отжимники, отбойники, рукоятки и многие другие. Известно большое количество оригинальных форм, не поддающихся функциональной интерпретации.


Рис. 31


Рис. 32

Детали одежды и украшения

Человек широко использовал в качестве подвесок и пронизок зубы (резцы и клыки), косточки птиц, рыб и мелких хищников, не подвергая их специальной обработке и ограничиваясь сверлением отверстий в корне зуба или подшлифовкой места слома.

Наиболее распространенным украшением в позднем палеолите были бусинки из бивня мамонта

Технология изготовления бусинок (по материалам стоянки Усть-Кова) включала несколько этапов (рис. 33):

Выстругивание пластинки прямоугольной формы,

Разметка резцом на квадраты,

Просверливание отверстия в центре каждого квадрата,

Расчленение по линиям разметки,

Срезание углов и придание заготовкам круглой формы,

Шлифование поверхности.


2.


3.

Гравировка по кости

В позднем палеолите широко распространена гравировка резцом по поверхности кости (бивня). Это могли быть прорезаные линии, образующие определенную композицию, узоры из просверленных углублений, свитых в спирали (в Сибири: пластина из погребения детей на Мальте, фаллический жезл с Ачинской стоянки). Классическим памятником, содержащим наиболее яркие образцы орнаментального искусства является Мезинская стоянка (Украина) (рис. 35).

В Западной и Центральной Европе известны гравированные изображения животных – мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, выполненные в штриховой манере рисунка.

В Сибири наиболее ярким и достоверным является изображение мамонта на диадеме со стоянки Мальта (рис. 36)10.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брей.У., Трамп Д. Археологический словарь – М., 1996.

2. Васильевский Р.С., Дроздов Н.И. Палеолитические скульптурные изображения из Восточной Сибири // Пластика и рисунки древних культур – Новосибирск, Наука, 1983. С.59-65.

3. Волков П.В., Гиря Е.Ю. Опыт исследования техники скола // Проблемы технологии древних производств – Новосибирск, 1990. – С.38-56.

4. Герасимов М.М. Раскопки палеолитической стоянки в селе Мальта // Палеолит СССР. – Известия ГАИМК, вып. 118. – М.-Л.- 1935. - С.78-124

5. Герасимов М.М. Обработка кости на палеолитической стоянке Мальта // МИА, 1941, N2. - С.65-85.

6. Гиря Е.Ю.

7. Деревянко А.П., Маркин С.В., Васильев С.А. Палеолитоведение: введение и основы. – Новосибирск, 1994.

8. Еленек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага. 1980.

9. Ламберт Д. Доисторический человек. М., 1991.

10. Любин В.П. Ашельская эпоха на Кавказе - С-Пб, 1998.

11. Матюшин Г.Н. Археологический словарь - М., 1996.

12. Описание и анализ археологических источников – Иркутск, 1981.

13. Палеолит Енисея - Л., 1991.

14. Палеолит СССР - М., 1984.

15. Проблемы терминологии и анализа археологических источников – Иркутск, 1975.

16. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968.

17. Семенов С.А. Техника обработки кости в палеолите // Труды КИЧП, Вып.13, М., 1957.

18. Семенов С.А., Коробкова Г.Ф. Технология древнейших производств - Л., 1983.


1 Очень мелкий скол (диаметром 1-2 мм) называется чешуйкой.

2 В практике иногда разделяют отщепы и сколы, понимая под сколами массивные отщепы, осколки, обломки камня.

3 Микропластиной считается пластина длиной не более 4 см.

4 Осью изделия считается прямая линия, соединяющая проксимальный и дистальный концы.

5 Могут быть изготовлены также на плоских гальках, массивных обломках. Возможны другие варианты.

6 В реальной жизни вариантов намного больше.

7 В археологии под «костяными орудиями» понимают орудия, изготовленные их трубчатых костей, рога северного и благородного оленей и бивня мамонта.

8 Более поздние версии: магические дощечки, знаки охотничьей добычи, застежки, копьеметалки, рукоятки для пращей, спусковой механизм к охотничьм западням, колышки для палатки, приспособление для управления лошадьми…

9 В первой публикации фигурка интерпретируется как изображение сидящей птицы.

10 Изображение мамонта со стоянки Берелех в Якутии не имеет точной датировки. Сообщения о других находках гравированных рисунков не всегда аргументированы.

Акимова Е.В.

ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КАМНЯ И КОСТИ В ПАЛЕОЛИТЕ

Учебное пособие для студентов 1 курса

исторического факультета

Красноярск 2004

ВВЕДЕНИЕ

Каким качествам должна удовлетворять порода камня, чтобы быть использованной человеком? Основные качества – твердость, способность давать при раскалывании надежный острый край, изотропность (одноструктурность, постоянство физических свойств по всем направлениям). Человек предпочитал использовать осадочные породы: кремень, яшму, кремнистые сланцы, лидиты, кремнистые песчаники, окремненную древесину, кварцит, халцедон, роговики… В районах выходов вулканических пород широко использовались обсидиан, андезит, реже – трахит, фельзит, диабаз, порфир. Но наиболее широко распространенным камнем, обладающим необходимыми свойствами, является кремень.

Камень в природе встречается в виде отдельностей различной формы и размера, что вместе со свойствами породы камня всегда отражалось на специфике его обработки, влияя тем самым и на конечный результат.


Кость, растительные ткани, древесина и некоторые виды камня являлись главным сырьем для технологий человека в течение большей части его существования. Металлургия является сравнительно недавним изобретением, а каменные орудия являются основой для классификации многих доисторических культур со времени становления научной археологии. Само сырье устанавливало жесткие пределы технологических достижений человека в течение большей части истории, и эволюция обработки камня была бесконечно медленной и длилась миллионы лет. Тем не менее в итоге при изготовлении орудий люди воспользовались почти всеми возможностями, которые им давали подходящие для обработки камни (Одел - Odell, 1996).

Обработка камня

Производство каменных орудий относится к редуктивной (или субтрактивной ) технологии , потому что для обработки требуется камень, которому придается нужная форма методом отщепления. Очевидно, что чем сложнее артефакт, тем большее требуется отщепление (Суонсон - Swanson, 1975). В своей основе процесс производства орудий является линейным. Каменотес из сырья подготавливает кусок камня (нуклеус ), а затем проводит первоначальную обработку, делая несколько отщепов. Далее эти отщепы обрабатывают и заостряют в зависимости от того, какой артефакт требуется. В дальнейшем, после употребления, это орудия может быть заострено вновь или переработано для нового использования.

Принципы производства . Самым простым способом получения камня, которым можно резать или рубить, а такой инструмент был, несомненно, основным среди других, производимых доисторическими людьми, был такой: от камня отбивали кусок и пользовались получившимся в результате острым краем. Но для того, чтобы получить более специализированное орудие или такое, которое можно было бы использовать для разных целей, требовалась более сложная технология отщепления. Прежде всего, неровному или ровному куску камня можно придать нужную форму, систематически отщепляя от него кусочки с помощью другого камня. Отщепы от нуклеуса являются отходами, а нуклеус становится конечным продуктом. Сами отщепы могут также использоваться в качестве ножей с острыми краями или могут перерабатываться в другие артефакты. Многие сложные каменные индустрии развились из этого простого процесса. Древнейшие орудия были настолько простыми, что практически не отличались от разрушенных естественным образом камней (Крэбтри - D. Crabtree, 1972).

ОТКРЫТИЯ
ZINJANTHROPUS BOISEI В УЩЕЛЬЕ ОЛДУВАЙ, ТАНЗАНИЯ, ВОСТОЧНАЯ АФРИКА, 1959 ГОД

Это был жаркий день 1959 года. Ущелье Олдувай в Восточной Африке. Льюис Лики лежал в своей палатке, страдая от гриппа. В это время Мэри Лики, укрывшись солнечным зонтом, раскапывала небольшую россыпь разломанных костей животных и грубых каменных артефактов глубоко в ущелье. Часами она очищала их от сухой почвы. Неожиданно ей попалась часть верхней челюсти с зубами, настолько похожими на человеческие, что она принялась более внимательно разглядывать находку. Спустя мгновение она бросилась в свой «Лэнд Ровер» и помчалась в лагерь по ухабистой дороге. «Льюс, Льюис! - закричала она, врываясь в палатку. - Я наконец нашла Дорогого мальчика!»

Забыв о своем гриппе, Льюис вскочил на ноги, и вместе они начали раскапывать фрагментарные остатки замечательно крепкого черепа гоминида. Лики назвали его Zinjanthropus boisei («Африканский человек Бойса» - господин Бойс был одним из благотворителей их экспедиции), и сейчас его называют Australopithecus boisei.

Zinjanthropus был первым из серии ископаемых людей, найденных Мэри и Льюисом Лики в ущелье Олдувай в последующие годы. Тогда же они обнаружили человека намного более хрупкого сложения, которого они назвали Homo habilis, «человек умелый», поскольку они убедились в том, что это был первый изготовитель орудий.

Лики работали на скудные средства, пока находка Zinjanthropus не открыла им доступ к фондам Национального географического общества. После этого их замечательное открытие и последующие поиски наших древнейших предков стали международным предприятием, которое открывает намного более разнообразную картину древних предков человека, чем кто-то мог представить себе в 1959 году.

Люди каменного века выбирали в качестве сырья для своих артефактов кремень, обсидиан и другие гомогенные породы. Все эти породы разламываются предсказуемым образом, подобно стеклу. Результат можно сравнить с отверстием в оконном стекле от выстрела из пневматического оружия. Резкий удар, направленный вертикально к поверхности камня, выбивает отщеп с вершиной в точке удара. При таком методе получается конхоидальный (раковистый) разлом (рис. 11.1). Когда удар по камню наносится под углом и разлом получается конхоидальным, то отделяется отщеп. Поверхность отщепа, по которой прошел раскол, имеет характерную форму с бугорком, выступающим от поверхности камня. Он называется ударным бугорком . На нуклеусе, от которого отделился отщеп, имеется и соответствующая полость, или рубец. Ударный бугорок легко распознать не только по самой выпуклости, но и, как показано на рис. 11.2, по концентрическим кругам, которые, расширяясь, расходятся от центра - точки удара.

Такие преднамеренно сделанные человеком изломы очень отличаются от изломов, произошедших вследствие естественных причин, таких, как мороз, жара, воздействие воды, удары падающих с гор камней. Иногда и в таких случаях камни разрушаются аналогичным образом, но тогда большинство рубцов отщепа имеют нерегулярный характер, и вместо концентрических колец и ударного бугорка на поверхности остается углубление с концентрическими кольцами вокруг него.
Для того чтобы различать обработанные человеком камни от расколовшихся естественным образом, требуется большой опыт, особенно когда имеешь дело с очень древними артефактами. Наши древние предки использовали самые простые методы нанесения ударов, отделяя два или три заостренных отщепа от кусков лавы (рис. 11.3). Известны несколько противоречивых случаев с артефактами, найденными в слоях раннего ледникового периода в Европе и Африке, которые единовременны с периодами, когда гоминиды уже везде расселились. При таких обстоятельствах единственный достоверный способ удостовериться в том, что эти орудия вырублены человеком, - найти их в комплексе с окаменевшими человеческими остатками и разломанными костями животных, предпочтительно на жилом памятнике.

Методы . На рис. 11.4–11.6 показаны некоторые основные методы отщепления камня, используемые доисторическими людьми. Самым простым и самым древним методом является непосредственное раскалывание камнем-отбойником (рис. 11.4). Спустя тысячелетия человек начал изготавливать орудия, оббитые с двух сторон, такие как ашельские ручные рубила (название происходит от города Сент-Ашель на севере Франции, где они были впервые найдены). Со временем обработчики камня начали использовать кость, «мягкие» рога или деревянные молоты для обработки режущих поверхностей ручных рубил. 150 000 лет назад ручное рубило имело симметричную форму, острые твердые режущие поверхности и прекрасную отделку. По мере того, как люди становились более умелыми и более «специализированными», как, например, охотники-собиратели 100 000 лет назад, они стали разрабатывать технологии производства каменных артефактов для узкого предназначения. Они придавали нуклеусам особую форму, для того чтобы получить один или два отщепа стандартного размера и формы (рис. 11.5).

Около 35 000 лет назад обработчики камня начали использовать новую технологию, основанную на подготовке нуклеусов цилиндрической формы, от которой с помощью непрямых ударов отбойником отщеплялись длинные пластины с параллельными сторонами (рис. 11.6). Эти заготовки правильной формы затем перерабатывались в ножи, скребки и другие специализированные артефакты (рис. 11.7). Такая технология изготовления пластин имела большой успех и распространилась по всему миру. Она доказала свою эффективность. Эксперименты показали, что из сырьевого нуклеуса 6 % оставалось на истощенном нуклеусе, а 91 % ушел на изготовление 83 пригодных к употреблению пластин (Шитс и Матоу - Sheets and Muto, 1972). После отделения пластин от нуклеуса им придавалась форма с помощью множества методов. В одних случаях бок пластины ретушировали отжимом, заостряя или затупляя с помощью рога оленя или куска дерева. Иногда отщеп ретушировали отжимом другим камнем, костью или деревом, получая острую ступенчатую поверхность или резец (рис. 11.7а и б).

Отжимная ретушь стала настолько совершенной, что превратилась в наиболее распространенную технологию позднего доисторического периода, особенно в Америках (рис. 11.7в и г). Каменотес использовал маленький брусок из дерева или рога, прижимал его к рабочей стороне для получения давления на ограниченном участке и отжимал тонкий отщеп с параллельными сторонами. Постепенно такими рубцами покрывалась большая часть поверхностей орудия. Отжимная ретушь облегчает производство многих стандартных орудий с чрезвычайно эффективными рабочими кромками в течение сравнительно короткого периода времени. В Азии, Европе и многих частях Африки из маленьких пластин делали так называемые микролиты - крохотные наконечники для стрел, зубцы и тесла. Часто их изготавливали с помощью характерной техники надсечения (см. рис. 10.4). Вариант этой техники появился в Арктической Америке и Австралии, где из маленьких нуклеусов производили крохотные микролезвия или маленькие ножи. Более поздние технологии производства пластин позволяли получать намного больше орудий на единицу веса, чем предыдущие технологии. В позднем каменном веке человек шлифовал и полировал камень, если требовалось острое и долговечное лезвие. Он заострял режущие кромки с помощью грубого отщепления и последующей трудоемкой шлифовкой о более твердую породу, такую как песчаник. Современные опыты продемонстрировали высокую эффективность отшлифованных каменных топоров при валке лесных деревьев. При этом их рабочая поверхность затупляется медленнее, чем у топоров, изготовленных просто методом отщепления (Таунсенд - W H. Townsend, 1969). Шлифованные каменные топоры сыграли важную роль во многих древних земледельческих сообществах в Европе, Азии, Центральной Америке и умеренных поясах Северной Америки. В Новой Гвинее ими пользовались еще 28 000 лет назад, а в Меланезии и Полинезии ими вырубали необходимые для рыболовства и торговли каноэ (Уайт и О’Коннел - J. White and O’Connell, 1982).

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИН
ШВЕЙЦАРСКИЙ АРМЕЙСКИЙ НОЖ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА

Ярко-красный швейцарский армейский нож - обычная вещь в кармане путешественников во всем мире. Его назначение не ограничивается резкой и открыванием бутылок, в некоторых видах ножа имеются ножницы, пинцеты, отвертки, пилочка для ногтей, зубочистка, штопор и многое другое. Я принимал пищу с помощью этого замечательного ножа, вытаскивал колючки, сращивал концы тросов на море и даже сшивал кожи. Все это благодаря тому, что швейцарский армейский нож в основе своей является шарнирно-поворотной базой со всякого рода приделанными к ней инструментами.

В технологии пластин позднего ледникового периода был свой швейцарский нож - тщательно обработанная для получения определенной формы конкреция мелкозернистой породы, из которой обработчик камня отбивал многочисленные пластины с параллельными краями (рис. 11.8). Носите с собой нуклеус, словно перочинный нож, и тогда вы сможете в любой момент изготовить нужный инструмент из камня. Ассортимент каменных предметов позднего ледникового периода был широким - наконечники для копий, режущие инструменты, орудия для обработки дерева, такие как криволинейный струг, и, что наиболее важно, резец, лезвие с режущей фаской на конце, который открыл новые возможности артефактов.

Резцом можно было обрабатывать внешнюю твердую оболочку рога оленя и изготавливать из него рыболовные гарпуны и наконечники для копий (см. рис. 11.8). Более крупные фрагменты рога превращались в приспособления для метания копья, которые позволяли бросать их дальше, в правила для ремней и многие другие артефакты для специальных нужд. Самое важное - это то, что тонкие резцы и буравы дали возможность получить первые иглы с ушками, позволившие шить одежды, что было необходимо для выживания в длинные зимы с температурой воздуха ниже нуля

Все это технологическое мастерство вышло из простой технологии изготовления пластин, которая, как швейцарский армейский нож, дает дорогу бесконечным инновациям и изобретениям.

Эта технология получения резцов и обработки рога оленя существовала долго и после ледникового периода и оставалась основным орудием в сообществах охотников-собирателей Европы до 7000 года до н. э. К этому времени технологии обработки камня были столь утонченными, что обработчики камня пользовались намного меньшими нуклеусами для получения из них небольших микролезвий, которые разламывались и затем часто вставлялись в деревянные ручки для использования в качестве острия для стрел и в других целях.

Специалисты по камню до сего дня шлифуют камень, особенно кремень для кремниевых ружей. Производство кремниевых ружей процветало в XX веке в Англии и во Франции, и они до сих пор используются на охоте в Анголе, Африка.

Анализ каменных орудий

Анализ камня . Анализ камня - термин, используемый для описания изучения каменных технологий. В первых попытках анализировать каменные орудия использовались законченные орудия, или «типичные окаменелости», и считалось, что они представляют различные культуры. По мере того как в употребление входили более современные типологические методы, этот подход «типичных окаменелостей» постепенно сдал свои позиции. В новых методах названия четко определенным типам артефактов давались в соответствии с их формой, размерами и предположительным употреблением, например ашельское ручное рубило и мустьерское скребло, названное так по названию деревни Ле Мустье во Франции (см. рис. 11.7а). Этот подход привел, подобно предыдущей концепции типичных ископаемых, к поискам совершенных, типичных артефактов. Многие функциональные ярлыки, такие как «наконечник метательного орудия», по-прежнему употребляются при современных исследованиях каменных орудий, но являются не более чем генерализированным описанием формы артефакта. Функциональный анализ такого рода достиг высокой стадии развития в Западной Европе, где было обнаружено небывалое многообразие орудий каменного века. Как и в случае с артефактами других форм, недавние классификации касаются анализа, основанного на атрибутах, способных пролить свет на технологии их производства или функции.

В последние годы центр внимания анализа камня резко сместился от поглощенности готовыми орудиями к более широкому интересу к доисторическим каменным технологиям в контексте деятельности человека. Современное изучение каменных технологий полагается на синтез нескольких подходов, которые фокусируют свое внимание как на процессы производства артефактов, так и на сами артефакты.

Анализ остатков производства . Изготовление любого артефакта из камня является результатом последовательности преобразований , то есть серии последовательных шагов, которые начинаются с выбора нуклеуса из мелкозернистой породы и заканчиваются готовым артефактом. Реконструкция этих преобразований является одним из методов, с помощью которого археологи могут понять процесс производства в доисторические эпохи.

Производство каменных орудий в древности можно реконструировать несколькими путями: информацию можно получить, изучая рубцы отщепов, ударные площадки, размеры отщепов и пластин и даже очевидные и неочевидные ошибки, допущенные древними мастерами. Например, удар по не верно выбранной точке на тщательно подготовленном нуклеусе разрушает его определенным образом, который может легко распознать человек, знакомый с каменными технологиями. Большинство этапов производства каменного орудия можно распознать при изучении готовых артефактов, нуклеусов и остатков производства. При пристальном изучении остатков производства специалист по каменным технологиям может отделить первичные отщепы, полученные при грубом обтесывании нуклеуса, от более тонких, которые отделялись при подготовке ударной площадки на верхней или боковых сторонах нуклеуса. Кроме того, имеется то, на что была нацелена вся предварительная обработка, - заготовки артефактов, вырубленные из нуклеуса. И наконец, имеются отщепы тонкой ретуши, получившиеся при изготовлении из заготовки наконечника, скребка или иного орудия (Салливэн и Розен - A. Sullivan and Rozen, 1985).

Экспериментальные работы . Эксперименты по производству каменных орудий археологи проводят с XIX века. Сегодня во многих археологических лабораториях слышны звуки ударов - специалисты пытаются изготовить орудия из камня и воспроизвести древние технологии (Фленникен - Flenniken, 1984). Экспериментальные работы начались с общих попыток сравнить методы изготовления каменных орудий существующих народов, например австралийских аборигенов, с аналогичными методами доисторических культур. Современные экспериментаторы восстанавливают доисторические технологии с помощью как опытов, так и этнографических исследований (Суонсон - Swanson, 1975). В центре внимания недавних исследований находится изучение последовательности изготовления артефакта и исследование памятников-каменоломен. При этом пытаются реконструировать модели доисторической торговли обсидианом и другими породами, что может помочь найти их источник (глава 16) (Торренс - Torrence, 1986) и лучше понять связь между деятельностью человека и каменными технологиями (Эриксон и Перди - Ericson and Purdy, 1984). Существует и другая сторона экспериментов с каменными технологиями. Отщепы из обсидиана и их режущие кромки настолько остры, что они широко используются современными хирургами-офтальмологами, которые говорят, что такие инструменты лучше стальных.

Петрологические анализы . Петрологический анализ с большим успехом применялся для пород, из которых были сделаны каменные орудия, особенно матированные каменные топоры в Европе. Петрология - наука о камне (от греч. petros - камень). При таком анализе подготавливается тонкие поперечное сечение топора и изучается с помощью микроскопа. Таким образом, можно идентифицировать минералы в породе и сравнить их с другими карьерами-памятниками (Эриксон и Пёрди - Ericson and Purdy, 1984). При использовании такого подхода большого успеха добились британские археологи, идентифицировав более двадцати источников камня для пластин топоров (Брэдли и Эдмондз - Bradley and Edmonds, 1993). А в Юго-Западной Азии и Центральной Америке, где была широко распространена торговля вулканическими породами из нескольких карьеров, получили замечательные результаты при спектрографическом анализе отчетливых остаточных элементов в обсидиане (Торренс - Torrence, 1986) (глава 16).

Реконструкция . Посмотрите на человека, изготавливающего каменные орудия. Окажется, что он сидит посередине постоянно накапливающихся отходов - обломки, отщепы, ненужные нуклеусы, камни-отбойники. То же было и с древними обработчиками камня, сотни, если не тысячи маленьких фрагментов - отходы и побочные продукты каменного производства скрыты на памятниках любого возраста. Очень важную информацию о каменных технологиях получают при тщательном изучении остатков производства в тех местах, где работали древние ремесленники. Эти остатки пытаются сложить вместе и шаг за шагом восстановить процессы производства, и это называется реконструкцией .

Реконструкция испытывает на терпение и выдержку даже самых старательных археологов, но может дать замечательные результаты. На памятнике Меер II (Meer II) в северной части Бельгии, возраст которого составляет 9000 лет, археологи Дэниел Кээн и Лоуренс Кили совместили анализ изношенности режущей кромки с реконструкцией для воссоздания захватывающего сценария. Они использовали данные о трех левовращающихся бурах, для того чтобы показать, как мастер-правша покинул поселение и изготовил несколько орудий, используя подготовленные и принесенные с собой пластины и нуклеусы. Позднее к нему присоединился мастер-левша и из заранее приготовленного нуклеуса отколол несколько пластин, из которых сделал орудия. Такого рода подробные реконструкции часто невозможны, но у них то преимущество, что модификация артефакта, обнаруженного в археологическом материале, может интерпретироваться с чрезвычайной точностью, потому что реконструкция показывает, что никакие изменения не затронули факт, выявленный в археологическом материале.

Иногда специалисты по камню прослеживают движение отдельных фрагментов или нуклеусов по горизонтали памятника, такой процесс требует даже больше терпения, чем простая реконструкция. Такая процедура обладает большой ценностью при реконструкции функций отдельных мест в, скажем, пещерном укрытии (a rock shelter site), где обработчик камня мог изготовлять орудия в одном месте, а затем перенести нуклеус к соседнему очагу и обработать другую пластину для совершенно иного назначения. Такой подход хорошо срабатывает на палеоиндейских памятниках фолсом в Великой равнине, где проводили такую реконструкцию и где отдельные отщепы, найденные от их нуклеусов на расстоянии 3,6 метра, хорошо подходили к своим нуклеусам.

Анализ использования и износа . Анализ использования и износа включает в себя как микроскопическое исследование рабочих поверхностей артефакта, так и опыты по использованию каменных орудий, для того чтобы попытаться интерпретировать характерные царапины и изменения блеска рабочих поверхностей, полученных в результате использования орудий (Хейден - Hayden, 1979; Кили - Keeley, 1980). Многие исследователи проводили эксперименты как с низким, так и с сильным увеличением, и теперь они могут со значительной степенью уверенности различать износ полировки, связанный с взаимодействием с различными материалами - с деревом, костью и кожей (Филипс - Phillips, 1988; Вогэн - Vaughan, 1985). Сейчас эта методика является достаточно надежной и позволяет утверждать, использовалось ли данное орудие для обработки дерева, нарезки овощей, отделения мяса от костей. Но сравнительно немного археологов имеют соответствующую подготовку для работы с микроскопами и фотографическими методами, необходимыми для анализа износа. Изучение Кээном и Кили каменных орудий из памятника Меер II в Бельгии показало, что два человека пользовались изготовленными ими орудиями для сверления и резьбы по кости. В подобных случаях анализ износа орудия дает захватывающие возможности для изучения действий отдельных обработчиков камня тысячи лет назад. Имеется множество образцов отличительных структур микроизноса, среди них полировки, которые можно идентифицировать с помощью сильных микроскопов. Один из примеров - кремниевый серп, которым пользовались при сборе урожая диких и культурных трав. Такое использование часто дает блеск, вызванный наличием двуокиси кремния в стеблях трав.

Марвин Кэй из Университета штата Арканзас пользуется трехмерной оптикой марки Номарски, которая позволяет изучать поверхности артефактов с помощью поляризованного света разного цвета и фокусироваться на полировках и микроскопических бороздках, которые появились в результате не только крепления наконечников, но и ударов по голове животного. Оптика Номарски позволяет также различать такие использования орудия, как разделка туш или обработка дерева. Кэй сравнивает износ доисторических артефактов с результатами современных опытов, когда копиями артефактов обрабатывают кости слонов и других животных. Он, например, обнаружил, что наконечники кловис из Северной Америки имею микроцарапины возле основания, которые возникают, когда острие абсорбирует ударную волну во время охоты. И не только это. Имеются явные признаки того, что многие наконечники, когда их уже было бесполезно использовать в этом качестве, перерабатывались и использовались вновь, часто в качестве ножей. Методология Кэя настолько совершенна, что он может обнаружить даже следы сглаживания на таких твердых камнях, как кварц, сглаживания, получившегося в результате использования для разделки туш. Это исследование позволит археологам восстанавливать истории отдельных артефактов в рамках крупномасштабных анализов деятельности человека на археологических памятниках (Кэй - Kay, 1996, 2000). Важным моментом в анализе камня является не просто изучение самих орудий, но понимание того, что эти орудия означают в плане деятельности человека. Новые многосторонние подходы к анализу камня дают реальный шанс, что такой анализ износа даст четкие методы классификации каменных орудий с точки зрения из первоначальных функций.

Павел Ельников (Павлодар, Казахстан)

Каменный век один из недостаточно изученных периодов истории Казахстана. Известные на сегодняшний день памятники, исследованы во многих районах выборочно и не отражают полного представления об этом периоде. Каменную индустрию Казахстана изучали такие ученные и археологи как, Алпысбаев Х. А., руководивший Каратаусским палеолитическим отрядом. Им обнаружены многослойная палеолитическая стоянка им. Ч.Валиханова (Байдыбекский р-он ЮКО) и уникальная неолитическая пещерная стоянка Караунгур (Тюлькубасский р-он ЮКО). Так же хорошо изучен материал северного Казахстана В.Ф.Зайбертом. В частности на территории нынешней Атырауской области были открыты неолитические стоянки. В составе экспедиции работали виднейшие археологи СССР, специализирующиеся на изучении каменного века. Исследователи внесли большой вклад в понимании неолита Средней Азии и Казахстана, открыли много памятников и ввели в научный оборот новую неолитическую культуру, названную в 1946 году С.П.Толстовым «кельтеминарской». В Западном Казахстане А.Г.Медоевым исследованы побережье залива Сарыташ на полуострове Тюб-караган и долина Кумакапе (Северный Мангышлак). Подзюбан Е. В. каменную индустрию мезолитических и неолитических комплексов Кустанайского Притоболья классифицирует как породы, так и изделия каменной индустрии на отдельных изученных памятниках. Таким образом, мы располагаем определенной базой знаний о каменной индустрии Казахстана.

Доклад посвящен изучению технологии каменной индустрии древнего Казахстана, выявлению ее особенностей в регионах Казахстан. Сделана попытка показать формирование методов и приемов обработки камня на материалах археологии Казахстан.

Технологии обработки камня различны: ретуши, скалывания, сверления, расщепления, пиления, точения техника. Надо полагать, что одни и те же люди, занимавшиеся изготовлением каменных орудий, совмещали две профессии – геолога-поисковика и камнетеса.

Первый способ, который освоили люди, была ретушь, так называемая пластинчатая техника обработка камня рядом мелких ударов. Этот способ совершенствовался в течении длительного времени. В позднем палеолите резко изменяется каменная индустрия. Главным становится изготовление нуклеуса, с которого стало возможным скалывание многочисленных стандартных сколов правильной прямоугольной формы - пластин. Пластины имели острые, боковые стороны, которые можно было использовать без дополнительной обработки в качестве режущих инструментов. Для того чтобы сделать другие, более многочисленные орудия (наконечник копья, скребок, скобель, резец) или оформить рукоять, использовали специальную подработку в виде мелких сколов (резцовый скол, ретушь, подтеска). Ретуширование лезвий позволяло делать режущие кромки делать не гладкие, а с зазубринами. Такие инструменты были более эффективными. Принято считать, что каменному веку свойственны примитивные обработки камня, однако, на самом деле, мастера каменного века обладали совершенными технологиями, такими, как шлифовка, полировка и токарная обработка. Найденные археологами предметы можно отнести к ювелирному искусству, так как трудно представить, как можно было изготовить в то время пластины длиной 55мм, шириной 5мм и толщиной в 1мм! В археологии такая отделка каменных пластин получила название ретуширования среди пластин с ретушью по боковым краям преобладают экземпляры, ретушированные по боковым краям с дорсала (61,7 %), при этом пластины с ретушью по одному боковому краю с дорсала имеют небольшое преимущество, составляя 31,8 %. На памятника Евгеньевка-1; Дузбай-6; Карасор-5, Карасор-6; Туз-1; Дачная равномерно распределены в процентном соотношении пластины с ретушью по боковым краям как с дорсала, так и вептрала. Так же и отжимная ретушь техника обработки каменных орудий, при которой тонкие чешуйки отделяются при помощи костяных, деревянных или каменных инструментов. О. р. обычно встречается на тонких плоских орудиях типа кинжалов, наконечников стрел и копий.

Вторым способом в обработке стала, так называемая обивка. Так называют технику скалывания, при котором древний человек получал орудие труда при помощи систематических направленных ударов по заготовке. Сколы, как правило, располагались по его периметру и были направлены к центру, формируя тем самым ребро. Техника односторонней и двусторонней обивки особенно характерна для ранних археологических эпох, хотя она присутствует на протяжении всего каменного века. Техника обивки широко применялась и представлена тремя основными типами: призматические, конусовидные, карандашевидные. Среди них преобладают конусовидные, которые присутствуют в коллекциях стоянок Дачная, Карасор-5, Туз-1. Аналогичные типы нуклеусов присутствуют в коллекциях мезолитических памятников лесостепной части Тоболо-Иртышского междуречья, Южного и Среднего Зауралья. При этом такие типы нуклеусов, как торцовые, которые типичны для мезолитических материалов Южного и Среднего Зауралья и клиновидные, которые характерны для мезолитических индустрий лесостепной части Тоболо-Иртышского междуречья, отсутствуют в коллекциях первой группы памятников Тургайского прогиба [Зайберт, 1979, с. 91-100; Зайберт, Потёмкина, 1981, с. 110-127; Беспрозваиный, Мосип, 1996, с. 22, 38; Мосин, 2005, с. 18; Сериков, 2000, с. 98;].Для получения первичных заготовок большие глыбы камня раскаливали на костре, затем обливали водой, в результате чего они распадались на более мелкие части.

Для ранней эпохи характерны три основных группы орудий это - многогранники грубо обработанные, округлые камни с большим числом граней, которые были получены в результате обивки. Среди многогранников выделяются дискоиды, сфероиды, кубоиды, считаются, что они служили ударными.

Чопперы и чоппинги -это массивные орудия труда, которые изготовлялись из гальки путём нескольких последовательных ударов. При этом заострялся край, образующий лезвие. В случае обработки лезвия только с одной стороны, то изделие называется чоппером. Если же лезвие было оббито как с одной стороны, так и с другой -чоппингом. Остальная поверхность орудия не обработана и удобна для держания в руке; лезвие массивное и неровное, имеет режущие и рубящие функции. Эти орудия могли служить для разделки туш животных и обработки растительных материалов. Таким примером могут служить группы памятников Тургайского прогиба характерны скребки на отщепах, двусторонне обработанные орудия (наконечники, ножи), шлифованные (топоры, тёсла, долотца) и прочие (абразивы, рубящие орудия, песты, отбойники, «утюжки») изделия из камня. В орудийном наборе неолитических памятников Тургайского прогиба - Солёное Озеро-2, Екидин-24 доля этих орудий невелика. Наиболее широко она представлена в коллекциях памятников Екидин-24, Кара-Мурза-6, Дузбай-9, Бестамак. Двусторонне обработанные орудия, скребки на отщепах и прочие изделия из камня встречаются в ранне-неолитических комплексах Южного Зауралья (Карабалыкты V, Карабалыкты Villa, Ташбулатово I) и на ранненеолитическом этапе атбасарской культуры (Тельмана I, X, XIV; Виноградовка II, XIV). Эти орудия существуют на протяжении всего неолита [Матюшин, 1976, с. 47-56; Матюшин, 1973, с. 96-103; Матюшин, 1970, с. 5-39; Зайберт, 1992, с. 97-102]. В Кызылкумах двусторонне обработанные орудия единично представлены на памятнике развитого неолита Джанбас-4, а на поздненеолитических стоянках они встречаются сериями [Виноградов, 1981, с. 131]. В пещере Джебел двусторонне обработанные орудия встречаются единично, начиная со слоя VI, а с уровня слоя IV они представлены устойчивыми сериями [Окладников, 1956, с. 81-178].

Орудия на отщепах изготавливались в несколько этапов. Первоначально естественному куску горной породы придавалась некая определенная форма, т.е. изготавливался нуклеус, или ядрице. С таких нуклеусов направленными ударами получали короткие и массивные сколы, которые называются отщепами.

Затем отщепы подвергались специальной обработке, целью которой было формирование лезвий и рабочих кромок. Одним из распространенных видов такой вторичной обработки камня стала ретушь. Пластины с ретушью по боковым краям является самой устойчивой, поскольку встречается на многих памятниках. Орудия из отщепов представлены скрёблами, отщепами с зубчатыми и выемчатыми краями. Но крайне редко встречаются скребки, резцы, эти типы получают широкое распространение только в верхнем палеолите . Орудия из отщепов могли использоваться в различных трудовых операциях - резание, скобление, прокалывание и т.д.

Зачастую сами орудия имеют как бы случайную форму, но приемы обработки лезвий и рабочих краев достаточно устойчивы и позволяют выделять определенные группы изделий, представленные на разных памятниках.

Третий способ-это сверление. Для сверления камня использовали полую кость, ее ставили вертикально и приводили во вращение тетивой лука; под рабочий торец кости подсыпали увлажненный песок. Родоначальником сверлильного инструмента было Т- образное приспособление напоминающее современный топор с каменным наконечником. Таким инструментом отверстие «проверчивалось», для ускорения работы подсыпался песок. Рукой нужно было давить и проворачивать инструмент. В дальнейшем инструмент был усовершенствован и приобрел форму коловорота, работа которым выполняется двумя руками: одной рукой вращают инструмент, а другой давят. Коловорот имеет зажимное устройство (патрон), при помощи которого можно закреплять сменные сверла. Т-образным инструментом в виде топора вращательные движения производились в обе стороны, а коловоротом только в одну, что позволило повысить производительность труда. В качестве свободного абразива в настоящее время применяется кварцевый песок: наждачный и корундовый. Первое сверло, по-видимому, представляло собой обыкновенную палку, к концу которой было приделано каменное острие. Мастер просто катал ее между ладоней. Значительный сдвиг в сверлении произошел после того, как в неолитическую эпоху был изобретен лучковый способ, при котором вращение сверла достигалось за счет поворота лука. Одной рукой мастер покачивал лук, а другой прижимал сверло сверху. Затем каменное сверло стали заменять полой костью животного крупного диаметра. Внутрь нее засыпался кварцевый песок, игравший роль абразива. Это было принципиальное и очень важное усовершенствование, значительно расширившее возможности сверления. В ходе работы песок постепенно просыпался из полости сверла под края коронки и медленно истирал просверливаемый камень. Поскольку успех сверления во многом зависел от силы нажима, позже стали применять искусственные утяжелители

Метод точечного пикетажа сформировался в обособленную технологию камнеобработки. Частыми ударами по круглому заостренному стержню из крепкого материала можно пробить отверстие, выровнять поверхность, на полированную поверхность нанести фактурный рисунок или буквы. Этим же способом изготавливались немудреные каменные чаши, ступки, лампы-светильники. Способом пикетажа можно пользоваться как при изготовлении мелкой пластики, так и при изготовлении крупных скульптур. Закольники, скарпели, бучарды (инструменты для каменотёсной работы) первоначально изготавливались из камня твердой породы, разной по форме и массе: от немногих десятков граммов до 5-6 килограммов.

Четвертый способ-это Пиление. В эпоху неолита появляются первые механизмы и примитивные станки для распиловки камня с рабочим инструментом в виде остро отточенной листовидной пластины, совершавшей возвратно поступательное движение при помощи механизма с маятниковой подвеской. Материалом для пилы служили кремний, кварцит, роговик, плотный сланец. Привод такого станка осуществлялся за счет мускульных усилий человека. Для того, чтобы распилить каменную плитку распил делался не полностью, а лишь частично, а затем ее разламывали. Для страховки камне-обработчики делали распилы с обеих сторон. Пилой обычно служила кремневая зубчатая пластинка, под которую подсыпали смоченный водой кварцевый песок. Пиление редко было сквозным. Обычно мастер делал только глубокий надпил, а затем рассчитанным ударом деревянной колотушки разламывал камень на две части. Благодаря пилению людям стали доступны правильные геометрические формы изделий, что было очень существенно при изготовлении инструментов.

Пятый способ-это шлифование. Шлифовали камень на специальных плитах, чаще всего из песчаника с подсыпкой влажного кварцевого песка. Шлифованные орудия в небольшом количестве встречаются в неолитических комплексах лесной зоны Южного Зауралья - Чебаркуль II, Ха, Хб; Берёзки VIII [Крижевская, 1968, с. 148; Мосин, 2000, с. 112], в неолитических комплексах лесной зоны Тоболо-Ишимья - полуденковская и кокуйская культуры [Зах, 2006, с. 24-27], в материалах развитого неолита Среднеазиатского междуречья - Толстова, Джингельды-11 [Виноградов, 1981, с. 85, 89]. В этих регионах единично представлены «утюжки» [Крижевская, 1968, с. 150; Зах, 2006, с. 22; Виноградов, 1981, с. 85], которые так же в ограниченном количестве характерны для памятников Тургайского прогиба - Солёное Озеро-2, Амангельды, Дузбай-3.

Шлифование и полирование вначале выполняли сухим способом. Применение мокрого шлифования ускоряло работу в 2-3 раза. Такие процессы позволяли изготавливать детали с правильными геометрическими формами и острыми гранями. Как правило, полировали сразу две плиты, накладывая одну на другую. В качестве порошка использовали пемзу и толченый мел. Шлифующими поверхностями служили ровные участки скалы или плоский камень, с которого все неровности стесывали методом точечного пикетажа.

Литература:

    Зайберт, 1979, с. 91-100; Зайберт, Потёмкина, 1981, с. 110-127; Беспрозваиный, Мосип, 1996, с. 22, 38; Мосин, 2005, с. 18; Сериков, 2000, с. 98;].][Матюшин, 1976, с. 47-56; Матюшин, 1973, с. 96-103; Матюшин, 1970, с. 5-39; Зайберт, 1992, с. 97-102][Виноградов, 1981, с. 131] [Окладников, 1956, с. 81-178] [Крижевская, 1968, с. 148; Мосин, 2000, с. 112]

    Зах, 2006, с. 24-27]

    Крижевская, 1968, с. 150; Зах, 2006, с. 22; Виноградов, 1981, с. 85]

Стройматериалы и изделия из натурального камня в наши дни производятся практически во всех странах мира. И технологий для его обработки существует больше десятка – а видам камнеобрабатывающего оборудования и инструментов счет идет на сотни. Однако, так было не всегда – и перед первыми каменотесами древности стояли задачи, решение которых и по сей день вызывает у современников удивление. Это сейчас – в век лазеров, высокотемпературных газовых струй, плазмы, ультразвука и станков под ЧПУ – шлифовка, полировка, распиловка и фактурная обработка твердых пород кажутся обычным делом. В то время как каких-то 200 лет назад даже , а не обычная колотая, была редкостью. А уж крупноразмерная гранитная на станке в течение часа, в древности изготавливалась неделю. И путь к современным технологиям был очень долгим.

Древний мир

Несмотря на, казалось бы, полное отсутствие возможностей современной работы с камнем, древним мастерам удалось заложить основы большинства, существующих и поныне, технологий. Это было куда больше, чем обычное скалывание краев и примитивная шлифовка. Уже 7-8 тысяч лет назад, используя заточенные каменные сверла, пилы и эксцентриковые механизмы, наши предки изготавливали полую каменную посуду, вырезали печати, амулеты и инструменты с фасонной поверхностью. Массово распространилась узорная резьба по камню и изготовление первых крупноразмерных плит для строительства дворцов, а в Египте, Междуречье и Центральной Америке – еще и пирамид. Алмазные же резцы (пусть и встречавшиеся редко) позволяли совершать над камнем чудеса.

Апогей в мастерстве обработки и масштабном применении гранита, базальта и прочих скальных пород был достигнут в Древнем Риме. На счету его инженеров и строителей – и тысячекилометровая сеть дорог, и , и домов такого размаха и качества, что многие их творения эксплуатируются и поныне.

Средние века

В Европе с 7-8 века расцветает изготовление каменных изделий для монастырей и рыцарских замков – благодаря расширению географии добычи сырья и увеличения населения. Начинает применяться обработка камня с использованием воды, абразива и механических пил.

С 10 по 15 век к штучным изделиям добавляется производство стройматериалов, что привело к появлению цехов (прообразов будущих камнеобрабатывающих заводов). С 14 века значительно расширяется ассортимент – и к первой брусчатке и плитам добавляется мозаика. Для столь трудоемких и масштабных работ необходим был и соответственный инструментарий, которым стали канатные пилы на основе проволоки, впервые появившиеся в Чехии. Вскоре к ним добавились шлифовальные мельницы в Испании, Голландии и Германии – приводом для которых служила система передачи движущего момента от колес, вращаемых падающей на их лопасти водой (впоследствии применяемая повсеместно – вплоть до первых колесных пароходов).

Конец 18 – начало 20 века

Далее наступил черед промышленной революции – и механические, паровые, гидравлические, а затем и электрические станки привели к появлению и развитию всех ныне существующих сфер камнеобработки. По существу, от возможностей технологий сегодняшнего дня их отличала лишь меньшая скорость и не столь высокая точность – притом, что последняя в изготовлении щебня, брусчатки, плит, бута, а также изделий вроде столешниц, подоконников и ступеней, в сущности, не играет столь решающей роли.

20 – 21 век

И, наконец, последние 100 лет принесли привычные сегодня ультразвуковую, плазменную, газовую, лазерную и гидроабразивную резку и гравировку камня – тысячекратно увеличив скорость, но не сложность обработки, подвластную резцам в золотых руках прежних мастеров.