Родительское собрание на тему «Детская агрессия. Причины и пути преодоления

Родительское собрание «Агрессия у детей – причины и способы предупреждения»

Цель: формирование у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1.Выявить причины детской агрессии.

ХОД СОБРАНИЯ.

I. Подготовительный этап.

1. Провести опросы, анкетирование детей по данной теме.

2. Провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин детской агрессии.

3. Подготовить памятки для родителей.

II. Организационный этап.

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли… (Э.Фромм)

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О.Уайльд)

В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина России отсутствует, вряд ли найдётся человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам, и родителям в таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребёнку в мире, полном насилия и агрессии.

Сегодня перед нами стоят следующие задачи родительского собрания: 1.Выявить причины детской агрессии.

2.Ознакомиться с методами коррекции агрессии.

3.Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

III.Этап педагогического всеобуча.

Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии. Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».

  • «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, угрозы, преследования и др.).

  • «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Н. Л. Кряжева.

Для чего вообще людям агрессия?

  • Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)
  • Способ самоутверждения
  • Защитное поведение
  • Грубое, жестокое поведение родителей
  • Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему
  • Взаимоотношения со сверстниками
  • Отношения в семье
  • Противоположные требования
  • Непоследовательность родителей
  • Особенности биологического развития
  • Компьютерные игры

Столкновение же с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители – наказывают ребёнка. Если проявление агрессии становится постоянным, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствует о наличии у детей каких – либо психических отклонений. Часто ребёнок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их подробно.

  1. Взаимоотношения со сверстниками.

Период развития ребёнка в 10 – 11 лет противоречив. У детей возникает чувство взрослости. В организме происходят изменения, расширяются права и обязанности в семье. Возникают противоречия в отношениях со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости ребёнка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но, зачастую, не могут преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам младший подросток, требуя отношения к себе, как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти своё место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребёнку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринимать как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

  1. Отношения в семье.

Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребёнка.

  1. Противоположные требования родителей.

Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоречивые требования, также может спровоцировать проявление агрессивности. Например, отец считает, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И всё это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

  1. Непоследовательность родителей.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении детей, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

  1. Особенности биологического развития ребёнка.

Некоторые черты его характера также могут обуславливать агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием разного рода причин: нарушения внимания, проблем общения, неудач в учёбе. Поэтому в каждом конкретном случае важно понять, когда агрессия ребёнка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это – следствие проблем личностного развития.

Ребенок:

  • Часто теряет контроль над собой.
  • Часто спорит, ругается со взрослыми.
  • Часто отказывается выполнять правила.
  • Часто специально раздражает людей.
  • Часто винит других в своих ошибках.
  • Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  • Часто завистлив, мстителен.
  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Уважаемые родители, когда Вы замечали в своих детях признаки агрессии и в чём она проявлялась? (ответы родителей)

Наиболее распространёнными являются следующие жалобы родителей: 1.Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка (грубость, неприличные слова)

2.Ребёнок агрессивен по отношению к окружающим (дерётся)

3.Агрессия проявляется в рисунках, сочинениях, играх ребёнка.

4.Редко, но встречается такая форма, как аутоагрессия – причинение вреда самому себе.

5.Агрессия по отношению к животным.

Итак, что делать, если ваш ребёнок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто – то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У детей закрепляется вывод: если что – то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. Часто родители малышей, услышав впервые такие слова из уст своего ребёнка, не сердятся, а удивляются как такой малыш уловил интонацию и предназначение этих слов. У кого – то это быстро проходит, с кем – то приходится вести разъяснительные беседы. Проблема засорения нашей речи «ненормативной лексикой» в настоящее время регулярно обсуждается в СМИ. Уже стали привычными и не шокируют взрослых телезрителей «крепкие» выражения в теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах.

Поэтому совсем неудивительно, что современные дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать. При этом они вряд ли понимают, что эти слова означают. Почему же в таком случае эти «нехорошие» выражения закрепляются в их речи? Что детей в них привлекает? Прежде всего эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Для подростков ругающийся человек – это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий.

Иногда, когда у ребёнка не складываются отношения с родными он, заметив, что эти слова шокируют окружающих, начинает использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся ещё одним орудием мести.

Таким образом, если взрослые начнут принимать меры искоренения этих слов из речи детей, возникнет противоречие, фальш в связи с тем, что ребёнок наблюдает вокруг: на улицах, на экранах телевизоров, и, к сожалению, иногда и дома. Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребёнку, что для определённых слов есть своё время и место. Может, это утверждение вызовет у родителей недоверие, удивление, гнев, но, согласитесь, это лучше, чем вызвать недоверие детей.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Но в этом случае услышат другие люди. Тогда информацию о поведении своего ребёнка вы будете узнавать от учителей, соседей, знакомых.

Итак, каковы же советы психолога , если агрессивность ребёнка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

  • Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
  • Следите сами за своей речью.
  • Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
  • Если ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
  • Если ребёнок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Наиболее часто встречается всё же агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребёнка бывает по нескольким причинам:

Желание самоутвердиться;

Защита (а лучшая защита нападение);

От безысходности;

От несдержанности.

Если в остальных случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребёнка, то этот вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

Что же делать, если ребёнок даже по ничтожному поводу лезет в драку? Ругать, наказывать его?

Но ведь мы сами часто даём выход отрицательным эмоциям. Другое дело, что большинство из нас умеет сдерживать гнев или выражает свои чувства в более приемлемых формах. Так вот задача родителей и заключается в том, чтобы научить ребёнка не столько сдерживать, скрывать свои эмоции, сколько в том, чтобы научить их управлять ими. Дети, безусловно, более ранимые, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность – это понятная реакция на обиду. Так ребёнок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

Бывает, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться на людях, но дома срывается: устраивает истерики, скандалы, грубит родным, дерётся с братьями и сёстрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Напряжение от этого усиливается ещё больше. Замкнутый круг.

  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок, в зависимости от настроения отца, мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
  • Важно помочь ребёнку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Самое главное – научить ребёнка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Ребёнку следует предложить социально применимые методы для выражения подавленного гнева. Например:
  • 1.Остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

2.Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.

3.Успокоиться помогают глубокие вдохи или счёт до десяти, перед тем, как что – то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё

Следующее направление выражения агрессии детей – это их игры. Они начинают появляться впервые в 4 -5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно применяют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои более могущественны и поэтому привлекательны для ребёнка. Если ребёнок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло!». Такой ребёнок, несомненно, нуждается в помощи специалиста.

Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании различных катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребёнка. Школьник испытывает постоянные и длительные неудачи в учёбе, родители упрекают его в том, что он не оправдывает их надежд, и он не чувствует поддержки дома. В этом случае нужно уменьшить нагрузки, помочь ему реализоваться в других видах деятельности.

Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя. Ребёнок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться к детскому психиатру и невропотологу. Подобное поведение психиатры называют самоагрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, пораждается недостатком родительской любви., тепла, понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».

Ещё одна разновидность детской агрессии – это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских» опытов над животными и насекомыми может лежать обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьёзно с ребёнком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

  • Наблюдайте за играми ребёнка. Если вы заметили, что в ходе них ребёнок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
  • Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
  • Если ребёнок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь, даже если заняты. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте особое внимание на те сюжеты сновидений, которые из раза в раз повторяются.
  • Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребёнка.
  • Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и с людьми. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше её зародится в душе сына или дочки. Тогда, не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам, дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого.
  • Не пытайтесь исправить асоциальное поведение ребёнка бесконечными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ . На ребёнка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, наполненные различными проявлениями агрессии. Также способствуют возникновению агрессии компьютерные игры . Совершая в них виртуальные акты насилия, ребёнок перестаёт видеть грань между игрой и реальностью.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они ещё больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребёнка, возбуждая в нём чувсва страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание.

Итак, исходя из всего вышесказанного вытекают следующие правила поведения родителей: (родителям раздаются памятки на листах)

«Ты – высказывание»

«Я – высказывание»

Почему ты не убрал игрушки?

Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны.

Ты выполнил домашние задания?

Может быть я помогу тебе с уроками?

Ты опять получил тройку по математике?

Меня беспокоит твоя математика.

Ты за лето не прочитал ни одной книжки!

Я тебе купила интересную книгу.

И вообще, уважаемые родители, мы с Вами должны иметь огромное терпение …

Как же можно предупредить детскую агрессивность?

IV .Подведение итогов родительского собрания.

Родителям предлагается определить ценность данного собрания с точки зрения практической помощи в вопросах воспитания.

Решение родительского собрания:

1.Обсудить полученную информацию и памятку по теме с членами семьи.

2.Выбрать чёткую стратегию поведения всех членов семьи в отдельных ситуациях.

3.Осуществлять контроль за просмотром детьми телепередач и за выбором компьютерных игр.

4.Учить детей анализировать свои поступки, контролировать поведение и управлять своим гневом.

5.В случае необходимости обращаться к специалистам.

Литература:

1. Родительские собрания. И.Ф.ЯценкоМ.: ВАКО, 2008

2. Воспитание школьников. - № 5 2007

3. Психология. Разработки занятий с детьми.

/ Сост. М.М.Миронова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.

Приложение.

Памятка для родителей.

  1. Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения – вот что формирует у детей сдерживающие начала.
  2. Постараться быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение.
  3. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка. Он хочет в каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят.
  4. Учиться слушать и слышать своего ребёнка.
  5. Уметь принимать его таким, какой он есть.
  6. Чаще включать в общении тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Как предупредить детскую агрессивность.

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия
  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний
  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо
  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов

Родительское собрание «Как не воспитать в семье агрессивного ребенка»

Описание : Родительское собрание может быть использовано в разных возрастных группах детского сада для родителей. Благодаря ему вы сможете донести до родителей значение семьи в развитии их детей, в частности, в развитии агрессивности.
Цель : показать родителям роль семьи и семейного воспитания в развитии детей, в частности, в развитии их агрессивности.
Задачи :
1. Рассказать родителям что такое агрессия, какие виды агрессии выделяют психологи;
2. Познакомить их с причинами становления детской агрессивности;
3. Сделать акцент на роли семейного воспитания в развитии детской агрессивности;
4. Помочь родителям в принятии своего ребенка.

Ход собрания

Вступление . Уважаемые родители! Сегодня я хотела бы осветить тему развития детской агрессивности. Эта тема не случайна, - в вашей группе была проведена диагностика, и у половины детей выявлен повышенный уровень агрессивности.
Итак, что такое агрессия? Это поведение, которое причиняет вред предмету (предметам) или человеку (группе людей).
Говоря о видах агрессии, можно выделить:
Физическую агрессивность – использование против другого человека физической силы;
Косвенную. Это не прямо направленные на другое лицо слова (злые шутки, сплетни), или взрывы ярости, ни на кого не направленные (топанье ногами, крик, битье кулаками по чему-либо, др.);
Вербальную агрессию – выражение негатива через словесную форму (крик, угрозы);
Аутоагрессию, или агрессию, направленную на самого себя.
К причинам агрессивного поведения можно отнести много факторов, и сначала я хотела бы остановиться на второстепенных, а уже потом перейти к самому главному, что есть в жизни дошкольника – это к семейному воспитанию.
Итак, к причинам, провоцирующих развитие агрессивности, можно отнести:

Личный отрицательный опыт, когда ребенок подвергался насилию со стороны других лиц, и теперь точно так же пытается самоутвердиться;
Эмоциональная нестабильность, свойственная детям до 7 лет. Дошкольники подвержены частым колебаниям эмоций, и под влиянием плохого самочувствия или усталости могут возникать вспышки агрессии;
Современные мультфильмы и компьютерные игры. В них повсеместно демонстрируется допустимость проявления агрессивности и насилия;
Влияние продуктов питания – ученые доказали, что чрезмерное употребление шоколада влияет на повышение агрессивности и нервозности детей. В настоящее время также ведется изучение влияния чипсов, гамбургеров, газированной воды на повышение агрессивности детей;
Постоянный шум, вибрация, повышенная температура воздуха, теснота также способны вызвать вспышки агрессии. Так, дети, живущие около железнодорожных путей или оживленных дорог, более агрессивны, чем их сверстники, живущие в других местах;
Тип темперамента и особенности характера – холерики в силу своей природной импульсивности и неуравновешенности, как правило, более агрессивны;
Выделяют также социально-биологические причины. Так, например, мальчики всегда более агрессивны, чем девочки.

Но, конечно, семейное воспитание наиболее значимо для детей дошкольного возраста. Давайте рассмотрим причины агрессивности, которые идут из семьи:
Излишний контроль или его полное отсутствие одинаково плохи для развития ребенка;
Необоснованные или бессмысленные требования вгоняют ребенка в тупик и вынуждают действовать агрессивно;
Неуважение к личности ребенка, некорректная критика, оскорбления и унижения – все это не только становится причиной агрессивности, но и может спровоцировать серьезные личностные нарушения;
Жестокость, враждебность или полное безразличие со стороны родителей.
Визуализация «Конфликт и животное»
Тут я хотела бы прерваться в перечислении причин детской агрессивности и предложить вам вспомнить некий конфликт, который произошел с вами в последнее время. Вспомните такую ситуацию, где вы оказывали давление на кого-нибудь. Скажите, пожалуйста, на поведение какого животного было похоже ваше поведение в тот момент?
А сейчас, вспомните свое внутреннее состояние, когда давили на вас. Сейчас на какое животное вы похожи? Комфортно ли вы себя чувствуете? Какие чувства и эмоции вы испытываете? Возникает ли у вас желание отомстить обидчику, сделать ему также неприятно?
Рефлексия
Часто мы, взрослые, собственным примером демонстрируем модель агрессивного поведения. Следует помнить о том, что если мы не подавляем детей, то и у них не возникает желания оказывать давление на других.

Давайте продолжим разбираться в причинах агрессивного поведения детей. На это влияет также и взаимоотношения родителей с окружающими:
Нарушение эмоциональных связей в семье. Постоянные ссоры родителей причиняют ребенку боль, он становится агрессивным и раздражительным;
Агрессивность родителей по отношению к окружающим людям. Если родители ведут себя агрессивно в общении с другими людьми, ребенок начинает копировать их модель поведения;
Разные требования к ребенку членов семьи. Отсутствие единства делает непонятным для ребенка мир в целом.
Я перечислила вам основные причины агрессивного поведения детей.

Мозговой штурм «Как снизить уровень агрессивности?»
Скажите, пожалуйста, как родители, по вашему мнению, могут снизить уровень агрессивности у ребенка?
Да, действительно, самое главное – это самим демонстрировать модель неагрессивного поведения, как в общении с детьми, так и с другими людьми. Кроме того, необходимо концентрировать внимание не на личности, а на конкретном проступке, обсуждать его только когда ребенок «остынет», применять адекватные меры наказания. Важно также обучать ребенка способам контроля своего гнева – посчитать до 10, разорвать бумагу, побить подушку и другие. Более подробные рекомендации – в памятках, которые вам выдадут в конце собрания.

Итог
Выслушиваются вопросы и высказывания родителей, делается вывод о том, как необходимо себя вести родителям.

Родительское собрание

Тема: Агрессивность детей. Причины. Предупреждение детской агрессии.

Класс: 2.

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детской агрессии и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи: раскрыть понятия «агрессия», «детская агрессия»; обсудить с родителями причины детской агрессии; раскрыть её влияние на формирование ребёнка; способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Причины детской агрессии. Конфликты.

Приёмы преодоления детской агрессии.

Диагностика родителей.

Ход собрания.

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема нашего собрания очень серьёзна. В таком возрасте, как сейчас наши дети, тема актуальна. Сегодня мы сталкиваемся на каждом шагу с агрессий не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, интернета. Возраст проявления агрессии молодеет. С чем это связано и как бороться с проявлением детской агрессии? На эти важные вопросы мы сегодня с вами ответим.

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

С детьми были проведены две методики: «Кактус», «Три дерева». Данные методики были проведены с целью выявления агрессивности и тревожности у учащихся, так же конфликтные ситуации в окружающем ребенка мира и семье. Результаты данного теста показали.

Изображение данных методик в процентном соотношении на экране.

После проведения методик стало понятно, что многие учащиеся в той или иной степени подвержены агрессии. Многие учащиеся тревожны и неуверенные в себе. После проведения беседы, многие учащиеся рассказали о своих внутренних проблемах. Многие проявляют боязнь перед поражением, многие конфликты у учеников в связи с отношениями в детском коллективе.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Что же такое «агрессия»?

Агрессия - это реакция на срыв деятельности, задуманных планов, на ограничение чего либо, запреты или неожиданные ситуации. Агрессия может проявляться физически и вербально. Физически - драки. Вербально - ругань, крики, угрозы.

Часто проявление агрессии путают с настойчивостью, напористою и упрямством. Как вы думаете, это качества равнозначны?

(Ответы родителей)

Детская агрессия проявляется довольно часто, но мы иногда ее путаем с настойчивостью. Уровень детской агрессии меняется в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих и принимают его, как враждебное. К агрессии больше направлены мальчики.

Причины детской агрессии.

Как вы думаете, почему дети ведут себя агрессивно? Почему у них проявляется конфликтное поведение?

(Ответы родителей)

Причины детской агрессии.

Со стороны семьи:

- Недостаток внимания со стороны родителей;

Неправильная реакция родителей на поведение ребенка;

Нездоровая атмосфера в семье, злоупотребление ее членами алкоголем;

Копирование родителей, которые сами неспособны справиться с выражением негативных эмоций;

Слишком жесткие действия и наказание за любую малую провинность;

Попустительское отношение с боку родителей на агрессивные поступки;

Гиперопека со стороны родителей.

Со стороны окружающей среды, школы:

Смена вида деятельности ребенка;

Желание быть во всем первым;

Реакция на неудачу, трудность;

Конфликтные ситуации с окружающими детьми;

Защитная реакция.

Внутренние изменения:

Серьезные заболевания головного мозга и расстройство психики;

Возрастные изменения, так называемые кризисы: 7 лет, 12 лет;

Превращение агрессивного поведения в обыденное;

Использование агрессии, как способ самовыражения.

5. Приёмы преодоления детской агрессии.

Самое первое, что мы должны дать ребенку - любовь. И принять его таким, какой он есть. Ребенок должен каждый день чувствовать нашу любовь и заботу. Он должен понимать, что он нужен. Как в семье, так и в школе, ребенок должен знать, что он уникален. И никакие оценки или конфликты не имеют такого большого значения, как его внутреннее развитие.

Раздача памяток родителям «Профилактика детской агрессии».

Диагностика родителей.

Опросник « Агрессивность. Ребенок глазами взрослого А. А. Романов»

Анализ результатов совместно с родителями.

Итоги собрания.

Подошла к концу наша встреча. Давайте вместе с вами подведем итог.

Ответили ли мы на основные вопросы, которые ставили вначале?

(Мнения родителей)

Вызвала ли наша беседа раздумья, желание изменить и перестроить взаимоотношения с ребенком?

(Мнения родителей)

Какие виды помощи и взаимодействия со школой мы бы выбрали сейчас?

(Ответы родителей)

Хотелось бы раздать вам памятку, которая способствует информированию о том, как предупредить агрессию у детей.

Приложение 1

Памятки для родителей

Если ребенок агрессивен…

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию. Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно…Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - сделайте это только если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему. Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка. Адекватно оценивайте возможности ребенка. Умейте идти на компромисс. Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе. Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Приложение 2

Упражнения на снижение уровня агрессивности
у детей

Упражнение "Разукрась шары"

Задание для учащихся. Нарисуйте и раскрасьте круги с веселыми и злыми рожицами. Какого цвета могут быть "злые" круги? Какого цвета - "добрые"? Объясните почему.

Упражнение "Бумажный волейбол"

В этом упражнении используются изготовленные заранее бумажные шары. Площадка для игры делится пополам. Дети разбиваются на 2 команды, у каждого участника свой бумажный шар. Следует перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. На чьем поле их меньше, та команда и выиграла.

Упражнение "Руки"

Дети разбиваются на пары. Один учащийся берет другого за руки и проговаривает: "Эй, рука, трясись, трясись - только больше не дерись! Расслабляйся, рука, и больше не кусайся!". Потом меняются ролями. Упражнение повторяется 2-3 раза.

"Солнечный зайчик"

Задание для учащихся. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик побежал по голове, шее, животу, рукам, ногам, забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

"Спаси птенца" Задание для учащихся. Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу тепло своего сердца. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще вернется к вам!

Разрядка гнева и агрессии

1. Сильно сожмите руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что напряжение уходит.

2. Вытяните руки вверх и тянитесь изо всех сил, до предела, как будто хотите что-то достать с потолка. Потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук.

3. Закройте глаза и напряженно нахмурьтесь. Сохраняйте такое выражение лица сколько можете, а потом расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение исчезает.

4. Откройте рот как можно шире и сложите губы в большую букву "О". Закройте рот. Так вы расслабили мышцы лица.

5. Трите ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положите их на лицо. Закройте глаза и почувствуйте расслабление.

Приложение 3

Агрессивность.
Ребенок глазами взрослого (опросник)

А. А. Романов

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Возраст_____________Дата заполнения______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — не проявляется никогда, 1 — иногда наблюдается, 2 — наблюдается довольно часто, 3 — проявляется почти всегда, 4 — наблюдается постоянно.

Показатели

проявления

агрессивности

Поведенческие акты

Частота

проявления

1. Вегетативные признаки

и внешние проявления

агрессивности

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

сжимает кулаки в состоянии обиды

сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

01234

01234

01234

01234

2. Длительность выхода

из состояния раздражения,

гнева

После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 30 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа

после агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня

01234

01234

01234

01234

3. Чувствительность к помощи

взрослого

Не может успокоиться без помощи взрослого

замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии

замечания в устной форме не тормозят физической агрессии

чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234

01234

01234

01234

4. Отношение к собственным

проявлениям агрессии

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его

признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

признает негативность, но продолжает агрессивные проявления

не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

01234

01234

01234

01234

5. Недостаточность

в проявлении гуманных чувств

Делает что-то назло другим

проявляет безразличие к страданиям других

стремится причинить другому страдания

отсутствие чувства вины после агрессивных реакций

01234

01234

01234

01234

6. Реакция на новую обстановку и на ограничения

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии

непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии

в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

01234

01234

01234

01234

7. Реактивность чувствительность к агрессии других

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других

проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

провоцирует проявление агрессии

01234

01234

01234

01234

8. Проявление агрессии

в присутствии других

Проявляет агрессию один на один

проявляет агрессию в присутствии других сверстников

проявляет агрессию в присутствии взрослых

ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

9. Проявление физической агрессии, направленной

на предмет

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

в состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

портит вещи независимо от состояния и ситуации

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

10. Проявление агрессии, направленной на других

детей

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

задирается, провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

11. Проявление агрессии,

направленной на взрослых

Проявляет агрессию по отношению к родителям

проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули

и т. д.)

проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

12. Проявление агрессии,

направленной на себя

Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

просит причинить ущерб в наказание

причиняет себе ущерб без видимых причин

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

13. Проявление агрессии,

направленной на животных

Насильно ловит животных

причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

причиняет ущерб животным без видимых причин

убивает животных

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

14. Проявления вербальной

агрессии

Говорит обидные слова детям

говорит обидные слова взрослым

говорит нецензурные слова детям

говорит нецензурные слова взрослым

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

15. Проявления физической

агрессии

Замахивается

щипает, дергает за волосы

бьет рукой

бьет ногой

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 — не проявляется никогда,

1 — иногда наблюдается,

2 — наблюдается довольно часто,

3 — проявляется почти всегда,

4 — наблюдается постоянно.

Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

1-й уровень (от 0 до 65 баллов) свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет говорить об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; скорее всего, ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью.

2-й уровень (от 66 до 130 баллов) говорит об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением.

3-й уровень (от 131 до 195 баллов) характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

4-й уровень (от 196 до 240 баллов) — скорее всего, свидетельство серьезных патохарактерологических изменений в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства.

Агрессия детей – как избежать этого

(дискуссия, психологический практикум)

Цели: познакомить родителей с причинами, вызывающими агрессию детей; учить правильно реагировать на агрессивные поступки, снижать напряженность в отношениях с детьми.

П р и г л а ш е н н ы е с п е ц и а л и с т ы: школьный психолог.

Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что мы все больше жалуемся на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей. Если такие проблемы возникли, в первую очередь нужно обращаться к психологу с запросами о выборе средств педагогического воздействия на такого ребенка. Но, к сожалению, большинство из нас этого не делает. Дать каждому родителю совет сейчас на собрании психолог просто не состоянии. Ведь семьи все разные, и дети все разные.

Поэтому в ходе нашего собрания попробуем научиться выявлять первые признаки агрессивного поведения, ошибки в воспитании, чтобы в подростковом возрасте не получить запущенных форм и выработать общие принципы своего поведения с агрессивными детьми.

  1. Сообщение школьного психолога о теоретических аспектах проблемы агрессивности у детей.

Четкого определения детской агрессивности нет. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что он хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучия. Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он их не принимал, не любил, не понимал.

По мнению специалистов обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:

− средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

− способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

− способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения.

Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте считают упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желания обидеть, унизить, оскорбить, властность, недоумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия.

Что же может спровоцировать агрессивное поведение детей? Специалисты считают наличие у ребенка следующих психологических особенностей может привести к агрессии:

− недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

− сниженный уровень саморегуляции;

− неразвитость игровой деятельности;

− сниженная самооценка;

− нарушения в отношениях со сверстниками.

Американский психолог М. Раттер, специалист по работе с трудными детьми, установил у детей тесную связь между расстройствами поведения и серьезными отставаниями в усвоении школьных знаний. Среди мальчиков с асоциальной направленностью около трети имеют специфическую задержку чтения, причины которой связаны с причинами проявления агрессии: это особенности темперамента, способствующие возникновению нарушений поведения, неблагоприятная обстановка в семье, сам факт неуспеха школьного обучения, вследствие чего возникают разочарование и обида, которые могут повлечь протест, агрессию, асоциальное поведение.

Можно ли что-либо изменить в поведении 10–12-летнего ребенка, даже при наличии всех вышеперечисленных причин, вызывающих агрессию? Можно и нужно. Правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога, родителей поможет скорректировать поведение школьника.

Существуют разные методы коррекции. Так, например, русский врач и педагог В. П. Кащенко предложил по отношению к детям, которые чаще всего проявляют вербальную агрессию, метод игнорирования.

А в зарубежных исследованиях (Бэрон Р.) была выдвинута гипотеза несовместимых реакций, согласно которой у детей можно вызвать чувства, несовместимые с гневом и агрессией. Это прежде всего:

− чувство эмпатии, сопереживание. Эмпатия, возникающая при виде боли и страданий жертвы, может быть эффективна для снижения уровня открытой агрессии у детей, находящихся в раздраженном состоянии, не очень уверенных в правильности своих действий;

− юмор и смех («Ты выглядишь сейчас круче Шварцнегера»).

Кроме того, уменьшить уровень открытой агрессии можно также, создав условия для эмоциональной разрядки.

Можно также воспользоваться методом «поглаживания» спровоцированного агрессора, который вызовет у него позитивные состояния и реакции, несовместимые с гневом и агрессией. В качестве таких «поглаживаний» психологи предлагают использовать извинения, признание вины, комплименты, скромные, но неожиданные подарки, доброжелательный юмор, ненавязчивую похвалу.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка можно использовать следующие приемы:

− попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;

− предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие (скомкать или разорвать в клочья бумагу, топать ногами, громко кричать, используя «трубу» из ватмана, бить боксерскую грушу и т. п.);

− переключить внимание на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки…»);

− можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

Попробуем проиграть некоторые ситуации. Но прежде определим, к какой цели в воспитании ребенка каждый из вас стремится.

  1. Модели поведения ребенка.

Идеальная модель.

Ребенок приходит в два часа домой. Две минуты на переодевание (одежда тщательно складывается в шкаф). Далее он убирает в своей комнате. После этого дочь или сын идет в магазин за хлебом, молоком и т. д. Ну а теперь время приготовления уроков: полтора-два часа ребенок занимается математикой, литературой. А затем идет на кухню чистить картошку, ставит чайник, накрывает стол. За ужином ребенок делится с вами своими впечатлениями, расспрашивает вас о вашей работе.

Средняя модель.

Ваш ребенок с приятелем. В руках палки. Палка тарахтит по решетчатой ограде. Когда им надоедает «стрельба», они надевают портфель или рюкзак на палку и раскручивают его – и сумка летит в кусты. Приятели сели на скамейку, поговорили о собаках, об автомобилях, о футболе. В три часа сын пришел домой и уселся перед экраном телевизора. Затем он поговорил по телефону с друзьями. Потом к нему пришел приятель. Музыка включена на полную мощность. Стучат соседи со всех сторон. Шесть часов вечера. Сын спохватывается: в комнате не убрано, он не ел. Быстро садится за уроки, предварительно включив телевизор. Приходят родители. Мать смотрит в холодильнике: каша не разогрета, кефир не выпит. «Голодный, наверное. Сейчас я быстренько тебя накормлю. Что же ты не переоделся?»

Негативная модель.

Вы постоянно задаете себе вопросы: «Где он сейчас? С кем? Опять, наверное, Лешка приходил? Вчера в школу вызывали: уроки перестал учить. Пришел поздно, одежда в грязи. Отец за ремень было взялся – «ударишь – уйду из дома».

Итак, перед вами три модели. По какой строятся ваши отношения с ребенком? Какая модель сложилась у вас в реальности? Что должны делать вы, чтобы отношения выстроились в каждой из предложенных моделей? (Ответы родителей.)

В ы в о д ы. Если вы стремитесь к «идеальный модели», подумайте над тем, как повысить нагрузку в интеллектуальном и физическом развитии ребенка.

Если ваши отношения развиваются в направлении средней модели, попробуйте хотя бы на первый случай организовать жизнь ребенка, чтобы меньше было у него праздного время препровождения. Подумайте о том, чтобы добрые чувства основывались на добрых делах ребенка. Только совпадение полезной деятельности с добрым отношением к людям может приблизить к идеальной модели воспитания.

Если же ваши отношения сложились в негативную модель, необходимо установить точный диагноз болезни вашего ребенка. Относитесь к нему именно как к тяжелому больному. Ведь больных не отчитывают и тем более не бьют. Их лечат терпеливо и долго. Пока не приходит здоровье.

III. Психологический практикум.

Ш к о л ь н ы й п с и х о л о г. Разберем с вами несколько типичных ситуаций.

Первая ситуация.

Этой историей поделилась учитель одной из школ. Вот что она рассказывает.

«С самого начало моей педагогической практики я обратила внимание на Колю. Он мог целый урок сидеть под партой, смеша своих товарищей, пытался выкрикивать что-то во время объяснения нового материала. Николай был слабым учеником, в четверти у него бывали двойки по математике. Жил Коля очень далеко от школы, никого поблизости из его товарищей по классу нет. Мать и отец работают, но отец часто выпивает. Матери приходится нелегко: и на работе и дома все делать, воспитывать двоих детей – Колю и младшего Сережу. Коля помогает матери во всем. Он любит ее и не любит отца за то, что тот пьет и часто обижает мать. В школе мальчик слышал только одно – плохой, неисправимый? и все больше опускался: начал грубить, срывал уроки, он как бы мстил тем, кто враждебно относился к нему».

Вопросы для обсуждения:

Как видите, налицо агрессивное поведение ребенка.

– Почему в данном случае сложилась негативная модель поведения ребенка?

– Что надо предпринять родителям, учителю, чтобы исправить ошибки в воспитании Коли?

Обсуждение ситуации родителями, выработка приемов снятия агрессивного состояния ребенка.

Вторая ситуация.

У нас в школе началось настоящее бедствие: каждый день во многих концах школы разбивались стекла. Создавалось впечатление, что кто-то умышленно тем и занимается, что их разбивает. Однажды учитель заметила, что Виталик с азартом бросает камешки в оконные стекла и наслаждается удачными попаданиями и звоном разбитых стекол. Она быстро подошла к нему, взяла за руку и торжествующе сказала: «Вот и я застала тебя на месте преступления. Что ты можешь сказать в свое оправдание? Давай составим акт, где запишем все разбитые стекла. Почему ты бьешь стекла?»

«Я не хуже всех, − с болью и горечью воскликнул Виталик. − Почему вы считаете, что я хуже всех?»

Вопросы для обсуждения:

– Как вы думаете, чем вызвано агрессивное поведение ребенка в данном случае?

– Как бы вы отреагировали на этот поступок ребенка?

– Как вы думаете, что сделала учительница для того, чтобы данная ситуация разрешилась благополучно?

Третья ситуация.

Во втором и третьем классе Саша учился неплохо. Но он был неуравновешенным, несдержанным, не в меру обидчивым. Классному руководителю приходилось держать его под контролем, вовлекать его в интересную деятельность. Но вот в четвертом классе сменился классный руководитель, который не обращал внимания на Сашу. Мать Саши, женщина одинокая, и раньше мало внимания уделяла своему сыну, часто оскорбляла его. А когда Саша учился в четвертом классе, она вышла замуж. Мальчику это было не по душе, он стал хуже учиться, начал грубить, однажды даже убежал из дома. Встал вопрос о его оформлении в школу-интернат.

– Что же надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Четвертая ситуация .

Вы моете полы, а ваш ребенок сидит в кресле и «стреляет» в вашу сторону шариками, сделанными из газеты. Что вы сделаете?

Пятая ситуация . У вашего ребенка вдруг резко снизилась успеваемость. И вот он пришел домой с очередной двойкой. Как вы поступите в этом случае?

  1. Групповая дискуссия.

Ш к о л ь н ы й п с и х о л о г. Расскажите о своих проблемных ситуациях таких, в которых вы не знаете как поступить, и мы все вместе обсудим их и попытаемся найти верное решение.

Родители обсуждают с психологом возникающие у них проблемы.

  1. Заключительное слово классного руководителя.

Обобщая все то, что вы услышали сегодня, можно сказать, что жить с агрессивным ребенком можно и без доведения до критической ситуации. Необходимо только постоянно помнить и применять правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей. Еще раз повторим их:

  1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.
  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка. («Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно».)
  3. Контроль своих собственных негативных эмоций.
  4. Снижение напряжения ситуации . Нельзя реагировать словами и действиями устрашающего характера, гневной интонацией («Будет так, как я скажу, понятно?», «Опять ты» и т. п.)
  5. Обсуждение проступка после успокоения сторон. Важно при этом сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.
  6. Сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка («Ты не хотел его обидеть»), предложив компромисс и не требуя полного поучения.
  7. Демонстрация модели неагрессивного поведения . Альтернативное агрессивному поведение взрослого можно построить, используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать его интересы и сообщить ему свои.

Следуйте всем этим правилам и «погода» в вашем доме станет намного более спокойной. Успехов вам!