Детские конструкторы их польза и вред. Что развивает у ребенка конструктор? Когда и какой конструктор покупать

Наталья Сукачёва

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития . В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры .

Развитие связной речи у дошкольников выполняет организационную функцию , содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми.

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности , помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.

Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор .

Можно отметить некоторые преимущества использования конструктора перед другими , традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику : рисованием, лепкой или аппликацией.

1. Только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры .

2. При использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.

3. Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей .

4. Конструктор безопасен , а убрать поделки можно легко и быстро.


В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка . Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.

Конструирование также имеет большое значение для формирования правильной речи и письма в будущем , ведь оно способствует развитию мелкой моторики рук . Для развития моторики ребенка очень полезно собирать из блоков детского развивающего конструктора различные предметы . Думаю, что не нужно объяснять, что от мелкой моторики зависит, насколько хорошо будет развита не только речь и мышление ребенка, но даже его почерк. Красивый почерк бывает только у тех, чьи ручки способны ловко владеть мелкими деталями.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов :

1. Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики . Они не только очень увлекают детей , но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов , и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будет взрослый, а ребенок будет просто с удовольствием рушить эти постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать и постройки становятся все более сложными.


2. Детский конструктор в виде фигур : вкладыши, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера - представляет собой пластиковые или деревянные наборы. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление , так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.


3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов : крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей . Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.


4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно : дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции . Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению и многим другим навыкам.


5. Конструктор для детей «Лего» , выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов . Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное : дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности .

6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы . Для деревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей , аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.

Всех вариантов применения конструктора не перечислить . Его можно использовать как строительный, раздаточный, счетный материал. Незаменим он и для сюжетно-ролевых игр.



Публикации по теме:

«Организация игровой деятельности летом» К лету дети очень устают от организованной воспитательно-образовательной деятельности, активность их внимания резко снижается уже в мае.

Волшебная страна кубиков, деталей "лего", деревянных брусков и кирпичиков. Сколько необыкновенных комбинаций, неожиданных сочетаний и удивительных.

Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Игра «Угадай.

Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы) Из личного опыта: «Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей» «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.».

Консультация для воспитателей «Народные, хороводные игры в организации игровой деятельности детей» Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное.

Дети дошкольного возраста очень активно осваивают все, что их окружает. Манипулируя различными предметами, ребенок познает законы окружающего мира. Предметы при этом могут быть любыми: от мягких игрушек до маминой косметики. Для полноценного развития важно, чтобы эти предметы обеспечивали как можно более разнообразные впечатления. Ведь любое впечатление в этом возрасте оказывает огромное влияние на интеллектуальную и эмоциональную жизнь ребенка.

В чем польза конструкторов для детей?

Конструктор – детская игра, известная каждому. Конструктор любят мальчики и девочки, а в магазинах представлено множество вариантов этой игры. Чем же так хорош конструктор для развития ребенка?

Главная прелесть конструктора в том, что при игре действуют только пространственные законы. Ребенок волен строить что угодно и где угодно. Даже если на коробке с деталями нарисован замок, дети легко превращают его в корабль или автомобиль.

Конструктор развивает мышление

В разных видах конструктора детали скрепляются по-разному. Поэтому при игре с конструкторами ребенок вынужден производить различные мыслительные операции. Чем больше их количество, тем большая тренировка дается мышлению.

Собирая детали, дети сразу получают ответ, правильные или неправильные действия они совершают. Детали либо прикрепляются друг к другу, либо нет. Постройка либо продолжает стоять, либо падает. Помощь взрослого в этой игре не обязательна. Игра сама показывает ребенку, правильный ли путь он выбрал. В этом отношении хороши конструкторы из кубиков или кирпичиков. Они подходят для самых маленьких деток, но не уступают пластмассовому конструктору по активации детского мышления.

Игра с движением

Конструктор удовлетворяет потребность ребенка в движении. Играя на полу или на ковре, дети ползают, перемещаются вокруг постройки, чтобы посмотреть на нее со всех сторон. Не стоит заканчивать игру на этом этапе. Разобрать постройку и собрать детали в коробку – тоже элемент игры. Ребенку придется проявить внимательность и задействовать мелкую моторику.

Конструктор учит общаться

Собирание конструктора дает возможность взаимодействия с другими людьми. Взрослым можно показать свою постройку, похвастаться ее высотой или рассказать, кто в ней живет. Дети охотно собирают конструктор вместе со сверстниками. Игра может стать сюжетной и наполниться общением: можно собрать два дома для зверят, которые будут ходить друг к другу в гости, или две крепости, между которыми идет сражение за прилегающие земли. Если ребенок показывает вам то, что он собрал, обязательно расспросите его об этом как можно подробнее. Воображение ребенка мигом нарисует ответы на ваши вопросы, а искренняя заинтересованность будет очень приятна для маленького строителя.

Если наши доводы вас убедили, тогда вы можете купить лего и поиграть вместе с ребенком. Это не только увлекательное совместное времяпрепровождение, но и полезное занятие для любого возраста. Попробуйте сделать какую-то фигуру, не подсматривая на картинку. Многие настолько увлекаются конструкторами лего и подобными, что становятся их фанатами, покупая все новые серии и виды. Эта игра не надоедает, не устаревает. В нее интересно играть как самому, так и с друзьями или же со взрослыми.

Подарите своему ребенку полезную игрушку!

Игрушки поддерживают физическое и психическое здоровье детей. Однако необходимо выбрать правильные игрушки. Нужно искать те, которые подходят для возраста, роста и веса ребёнка, а также развивают его навыки. В данной статье мы поговорим о конструкторе и о том, почему он полезен для развития детей.

Известно, что конструктор полезен для развития навыков логического мышления и принятия решений. Если вам любопытно узнать, в чём заключается польза от игры в конструктор для детей, то ознакомьтесь с представленным ниже списком полезных свойств конструктора.

1. Способствует развитию фокуса внимания

Первым полезным свойством от игры в конструктор является его способность развивать фокус внимания у детей. Дети, которые играют с конструктором, становятся более сосредоточенными и внимательными во время игры со своими игрушками. Они размышляют о том, как построить конструкцию, а это требует концентрации внимания. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши дети научились мыслить и фокусироваться на чём-либо, то вы можете подарить им конструктор. Рекомендуем к прочтению: .

2. Улучшает восприятие

Дети, которые любят играть с конструктором, также тренируют своё восприятие. Становится лучше их зрительно-пространственное мышление, которое крайне необходимо во время игры в конструктор. При постройке конструкции в самом деле улучшается пространственное восприятие.

3. Способствует запоминанию новых слов

4. Развивает навык работы в команде

Играть намного веселее, когда играешь вместе с друзьями. Вы можете позволить играть своим детям с их друзьями в школе или по соседству, что разовьёт их навык работы в команде. Играя вместе в конструктор, дети учатся взаимодействовать с товарищами по команде. Здорово, правда?

5. Способствует развитию мышления

Другим полезным свойством от конструктора является то, что он развивает мышление. Когда ребёнок строит и создаёт конструкции, он учится критически мыслить и рассуждать логически. Данная игрушка развивает у детей нестандартное мышление, так как во время игры в конструктор можно придумать тысячи разнообразных построек. Все эти перечисленные навыки очень важны и полезны.

6. Способствует развитию навыка решения задач

7. Развивает воображение

8. Развивает творческое мышление

Как уже объяснялось, игра с конструктором способствует развитию воображения у детей. Это очень полезно для творчества. Дети будут создавать то, что сами придумали. Более того, родители могут помочь им тем, что присоединятся и игре. Все вместе они могут тестировать идеи на реализуемость, используя при этом навыки суждения, решения задач, принятия решений и воображение, а также узнавая больше о принципах равновесия, порядка и строительства. Кроме того, отвечая на многообразие вопросов ваших детей, вы также способствуете развитию у них навыков.

9. Улучшает математические навыки

Играя в конструктор, дети научатся считать, складывать и отнимать. Во время построения конструкций, они также узнают об основах геометрии и о том, как строить игрушки различных форм. Дети также могут использовать математический расчёт при постройке конструкций. Играя с конструктором, они больше узнают о таких понятиях, как площадь, размер, порядок, расстояние, форма, число, создание чертежей, модель, измерение, дробь, операция, оценка, ряд отрицательных чисел, сложение, соотношение. Здорово, правда?

10. Подготавливает к учёбе

Родители с радостью подарят детям конструктор, так как эта игрушка подготовит ребёнка к учёбе. Во время игры ребёнок подготавливается к урокам, которые начнутся позже в школе. Благодаря конструктору дети в самом деле узнают об основных концепциях математики и других наук. К примеру, они учат основы математики, когда сравнивают размеры блоков. Более того, они также узнают, как работает гравитация и в чём заключается принцип равновесия.

Теперь вы знаете о том, в чём состоит польза от игры в конструктор для детей. Позвольте своим детям играть с данной игрушкой, чтобы они смогли развивать навыки, которые пригодятся им в будущем.

Лего – далеко не единственный вид конструктора для детей, да и использовать его можно не с ранних лет из-за мелких деталей. На каждый возраст существуют свои виды конструкторов, развивающих ту или иную сферу. Всё это можно найти в Интернет-магазине детских товаров http://baby-planet.com.ua :

  • Кубики. Самый первый конструктор, стимулирующий пространственное мышление. Из кубиков ребенок может строить башенки, попутно изучая животных, цифры, буквы. Сначала ребенку нужно показать, что делать из кубиков и малыш, скорее всего, начнет рушить ваши строения, а уже позднее ему понравится самостоятельно что-то строить.
  • Мягкий конструктор. Еще один вариант для самых маленьких. Также очень полезно для развития мелкой моторики и просто интересное, безопасное занятие для малыша.
  • Магнитные, деревянные конструкторы . Такой себе классический вариант, подходящий деткам постарше. Фигурки из дерева часто требуют использования клея, а магнитные конструкторы опасны для малышей до 3-х лет, ведь кроха может нечаянно проглотить мелкие шарики.
  • Лего выпускают с разным количеством деталей, есть варианты для девочек и мальчиков. Желательно поначалу собирать строения вместе с ребенком, иначе ему быстро надоест игра ввиду её сложности, и малыш забросит детали до лучших времен. Готовые здания лучше оставить храниться на полке, чтобы ребенок мог порадоваться результату, не разрушив конструкцию.

Советуем при покупке таких игрушек обратить внимание на качество деталей и возрастные ограничения. Материалы и краски должны быть безопасными для ребенка, не содержать вредных материалов. Поэтому лучше отдать предпочтение известным, проверенным производителям.

Детские конструкторы – это игровые наборы, которые позволяют из отдельных деталей собирать всевозможные модели и делать различные постройки. Они бывают мягкие, твердые, гибкие, выполненные из разных материалов, с креплениями и без, для самых маленьких и даже для подростков… Чем же так важны и полезны для ребенка конструкторы?

Прежде всего, манипулируя с разноцветными «штучками», ребенок получает первые математические представления, развивает сенсорное восприятие: знакомится с геометрическими фигурами и их свойствами, цветом, размером. Любой детский конструктор развивает пространственное мышление. Также игры с конструкторами полезны для тренировки мелкой моторики.

Детский конструктор поможет научить малыша доводить начатое дело до конца. Но здесь, конечно, очень важно участие взрослых. А после игры приобщайте малыша к уборке игрушек. Пусть соберет все детали конструктора и сложит в коробку. Так постепенно будет прививаться аккуратность.

Как выбрать конструктор правильно

Правильно подобрать конструктор или строительный набор для ребенка – важная задача. Ориентируйтесь на рекомендации производителя и на особенности малыша.

Самым маленьким строителям лучше покупать мягкие конструкторы из специальных полимерных материалов. Конструкторы с мелкими деталями нельзя давать ребятишкам до 3 лет. А вот для строителей постарше такие наборы очень полезны: чем мельче детали, тем больше усилий придется прикладывать пальчикам!

Если вы хотите купить ребенку тематический конструктор (ферма, пиратский корабль, город и т.п.), учитывайте его интересы. Может, папе будет интересно возводить рыцарский замок, а вот его дочурке – нет. Девочка с большим удовольствием построила бы ферму и поиграла фигурками домашних животных. В общем, будьте внимательны.

Детские конструкторы: собираем башенки и домики

Конструктор для ребенка – не та игрушка, которую малыш сможет освоить самостоятельно. Задача взрослого – на первых порах помочь малышу, научить, как нужно скреплять детали или ставить строительные блоки один на другой, предложить интересные варианты построек и показать, что можно делать с ними дальше.

1,5-3 года

Простая башенка. Научите малыша строить высокие башенки из кубиков. Ставить кубики один на другой ему совсем непросто. А вот готовые башенки можно потом и разрушить. Или сбить мячиком. Пусть малыш таким образом выплескивает накопившиеся негативные эмоции. Для него это полезно!

Не упади! Можно строить башенки и по-другому. Ставьте кубики один на другой по очереди: кубик – вы, кубик – малыш. И так до тех пор, пока пирамидка не упадет. Такая игра почти наверняка приведет кроху в восторг.

Первый домик. Два кубика снизу, один сверху – вот и домик! А потом возведите вокруг домика забор. В таких крошечных домиках могут жить маленькие игрушечки (например, из шоколадных яиц). Или они станут гаражами для крошечных машинок.

Поезд. Выстройте кубики в линию один за другим. Получится поезд! Покажите малышу, как можно аккуратно подталкивать «поезд» сзади, чтобы он двигался. На кубики-вагончики можно посадить игрушечных пассажиров.

Играем в сказку. Можно строить не просто дом, а «Теремок». Пусть в нем поселятся и мышка, и лягушка, и остальные персонажи. А потом придет медведь и все разломает. И потом все звери вместе с малышом и мамой построят себе новый «Теремок» и заживут там еще лучше! Или можно «Пряничный домик» построить. Или «Заюшкину избушку».

4-5 лет

Подъемный кран. Смастерите его из детского ведерка и веревки. Привязываем веревку к ведерку, перебрасываем веревку через спинку стула – и пожалуйста, кран готов! Нагружаем в ведерко детали конструктора, тянем за веревку – и «груз» поднимается. Разгружаем ведерко (перекладываем строительный материал на стул), а затем опускаем его за новым грузом.

Делай, как я. Возведите на столе какую-нибудь несложную постройку, а малыш пусть повторит за вами точь-в-точь, используя детали тех же форм и цветов. Начните с простых фигур – башенки, дорожки, домик из 3–4 деталей. Когда ребенок поймет смысл игры, задания можно усложнять.

Есть ли у вас план? Если к детскому конструктору прилагаются схемы для сборки разных моделей, учите ребенка ими пользоваться. Возможно, читать схемы у малыша получится не сразу. Помогайте ему, подсказывайте. А позже пусть он попробует построить что-либо по своей задумке.

Исправь ошибку. Постройте по схеме какую-нибудь модель, умышленно допустив ошибку. Сможет ли малыш найти ее и исправить? А потом поменяйтесь местами: ребенок строит с ошибкой, а вы исправляете.

Игры с конструкторами: выше, больше, длиннее…

Игры с конструкторами и строительными наборами помогут малышу усвоить многие знания. Подобных заданий в процессе игры можно придумать много.

1,5-3 года

Учим цвета. Играя с разноцветными деталями, малыш легко начнет различать основные цвета. Задача мамы – лишь почаще называть юному строителю тот или иной цвет: «Давай сделаем крышу у домика красного цвета. Смотри, это синий кубик! А теперь ты взял желтый».

Высокий и низкий. Стройте вместе с малышом башенки разной высоты. На крыше каждой башенки «поселите» игрушки. При этом приговаривайте: «Вот высокая башенка, а вот низкая. Давай построим башенку выше этой! Какая башенка выше? Какая ниже? Кто живет в высокой башне? А кто в низкой?»

Что длиннее? Схожим образом можно осваивать понятия «короткий» и «длинный». Для этого будем выкладывать из кубиков дорожки разной длины. «Пусть машинка проедет по длинной дорожке. А теперь – по короткой!»

4-5 лет

Что за фигурка? Рассматривая кубики, конусы и другие фигурки, обращайте внимание малыша на их свойства. Как называется фигура, где у нее вершины, где грани, на что похожа и т.п.

Волшебный мешочек. Сложите в непрозрачный пакет или сумку несколько разных фигур из строительного набора (кубик, кирпичик, конус, цилиндр и т.д.). Пусть малыш берет по одной фигурке и на ощупь старается определить, что это.

Игры с конструкторами: долой рамки!

Кубики, кирпичики, другие детали конструкторов могут стать «участниками» не только строительных игр.

Считалочки. Детали конструкторов удобно использовать в качестве счетного материала. Например, можно детальки пересчитывать, а также решать с ними примеры на сложение и вычитание («было три, положили еще две, сколько стало?»), попросить малыша выложить столько же деталей, сколько уже лежит на столе и т.п.

Обводилочки. Кубики, цилиндры, кирпичики – чем не трафареты! Предложите ребенку сначала их обвести, потом заштриховать. Или превратить в веселых человечков, дорисовав глазки, носики, ручки, ножки. Такое задание развивает маленькие пальчики и готовит их к письму.

Конфетки. Мелкие детали могут играть роль кукольной еды: конфеток, печенья и т.п. Малыш может раскладывать их по тарелочкам и сервировать «чаепитие». А еще их интересно загружать в кузов грузовика и возить по комнате.

Занимаясь с малышом, не забывайте о самом важном: – это не только «развивалки» и «обучалки», а просто увлекательные игрушки, способные подарить всей семье много часов замечательных игр. Играйте с удовольствием!